Богослужение митрополита Варсонофия в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) в Казанском соборе

16 июня 2019

В день Святой Троицы (Пятидесятницы), 16 июня 2019 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил праздничное богослужение в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, клирики собора и другие священнослужители.

По завершении литургии была отслужена великая вечерня с чтением трех молитв с коленопреклонением, составленных святителем Василием Великим (на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи).

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию бесценных даров благодати Божией.

В первой из них – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме», – возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих;

 вторая – «Господи Иисусе Христе Боже наш, мир Твой подавый человеком» – представляет собой прошение дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения богоугодной жизни;

 в третьей молитве - «Приснотекущий, животный, и просветительный источниче», — обращенной к Сыну Божию, исполнившему все домостроительство спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших.

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Мы сегодня вспоминаем событие, которое совершилось в Сионской горнице, где находились Божия Матерь, ученики Христовы и еще около ста двадцати человек, — сказал владыка в проповеди. — Вдруг послышался шум ветра, и огонь сошел на главы святых апостолов, и все они получили благодать Святого Духа, которая проявилась в даре говорения на иных языках. В то время было много паломников в Иерусалиме, и каждый услышал слова апостолов на своем наречии. Многие были поражены тем, что услышали, раскаялись в грехах, уверовали в Господа и, как мы знаем, в тот день крестилось около трех тысяч человек. Вот какую смелость дал Господь через благодать Святого Духа Своим ученикам! И мы теперь можем никого не бояться, потому что с нами — благодать Святого Духа, которая укрепляет нас, утешает и помогает нам. Будем чаще молиться Господу Духу Святому, чтобы Он подавал нам благодать для совершения добрых дел".

"Сейчас мы совершили вечерню и читали коленопреклоненные молитвы. Они исполнены высокого богословия, величайшей воли Господа и огромного нашего смирения. Мы видим, как велик Бог и как мы немощны перед Ним. Господь преодолел это расстояние, сошел с Неба, искупил нас и даровал нам Духа Святого. И мы не должны оставлять Его, и коленопреклонно, постоянно сознавая свою немощь, просить у Него прощения. У Бога бездна щедрот, пучина милости, и все наши грехи тонут там, как искорки в воде. Нужно постоянно просить Его о прощении своих грехов и грехов ближних наших: мы сегодня молились и за здравствующих, и за усопших, и даже за находящихся в аду. Пусть Господь всем нам дарует счастье общения с Пресвятой Троицей. Аминь!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr:

1. Фотограф Андрей Петров.

https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157709115063683

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Немного о догмате Пресвятой Троицы

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Догмат — три Ипостаси — указывает на полноту таинственной внутренней жизни в Боге, ибо Бог есть любовь, и любовь Божия не может только простираться на сотворенный Богом мир: она в Святой Троице обращена и внутрь Божественной жизни. Еще яснее для нас догмат три ипостаси указывает на близость Божию к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас и во всем творении. Над нами — Бог Отец, Источник приснотекущий, по выражению молитвы церковной, Основа всякого бытия, Отец щедрот, любящий нас и пекущийся о нас, творении Его, мы — дети Его по благодати. С нами — Бог Сын, рождение Его, ради любви Божественной явивший Себя людям Человеком, чтобы мы знали и своими глазами увидели, что Бог с нами, преискренне, т.е. совершеннейшим образом "приобщившийся нам" (Евр. 2:14). В нас и во всем творении — Своею силою и благодатью — Дух Святой, Иже вся исполняй, жизни Податель, Животворящий, Утешитель, Сокровище и Источник благ. Три Божественных Лица, имеющие превечное и предвечное бытие, явлены миру с пришествием и воплощением Сына Божия, будучи "едина Сила, едино Существо, едино Божество" (стихира в день Пятидесятницы).

Так как Бог по самому Существу Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому каждое — есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия. Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией, явленной — приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы Утешителя-Духа Святого.

Ниспослание Духа Святого и создание Церкви Христовой на земле

Господь Иисус Христос в беседе с учениками обетовал им послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними во век, Духа истины, Который научит их всему и напомнит все, что Он Сам говорил им, и будущее возвестить им. Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: "Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал Духа Святого в виде огненных языков на учеников в день Пятидесятницы (т.е. в день 50-й по Пасхе, тогда совпавший с праздником первой жатвы и с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, установленным в память Синайского законодательства).

Праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа. В явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.

Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во-первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во-вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, "Даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле. Они составляют средства нашего освящения и спасения.

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

 

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Медиатека | Информационный отдел | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)