Визит Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

15 октября 2019

Вечером 14 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. По прибытии Святейший Владыка посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.

15 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В этот день исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, духовного наставника Святейшего Патриарха Кирилла приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) (1929-1978).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Юрьевский Арсений; епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; многочисленное духовенство Санкт-Петербургской митрополии и другие священнослужители, прибывшие в Санкт-Петербург для участия в памятных мероприятиях.

На богослужении присутствовали губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров.

На телеканале «Союз» велась прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении души приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, после чего в сослужении иерархов и духовенства совершил панихиду по митрополиту Никодиму.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству комплект панагий.

Святейший Патриарх Кирилл поздравил А.Д. Беглова со вступлением в должность губернатора Санкт-Петербурга, назвав его «мудрым и эффективным государственным служащим».

«Где бы Вы ни были, Вы всегда сохраняли свою верность Русской Православной Церкви и делали очень много для того, чтобы укреплялись взаимоотношения Церкви и государства в современной России. Я очень надеюсь, что под Вашим руководством будет и далее развиваться Северная столица — материально, культурно и, конечно, духовно», — сказал Святейший Патриарх Кирилл и в благословение на труды вручил А.Д. Беглову икону Спаса Нерукотворного. В ответном слове губернатор Санкт-Петербурга поблагодарил Святейшего Патриарха за поздравление и подарок.

Затем Предстоятель Русской Церкви возглавил шествие на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где погребен митрополит Никодим. Святейший Владыка возложил на могилу венок и совершил заупокойную литию.

В тот же день, 15 октября в 16:00,  в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном акте по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предстоятеля Русской Православной Церкви и всех участников вечера приветствовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

«Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники этого торжественного акта! Ваше Святейшество, молитвой "Царю Небесный" позвольте открыть этот торжественный акт, посвященный светлой памяти великого иерарха нашей Церкви, архипастыря нашего города владыки Никодима. Вчера в этом зале мы провели хорошую конференцию, где еще раз мы вспомнили всю жизнь владыки Никодима, а сегодня посмотрим фильм, посвященный владыке Никодиму, в котором многие участники, свидетели его жизни, поделятся своими впечатлениями об этом великом человеке», — отметил глава Санкт-Петербургской митрополии.

Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл.

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники торжественного собрания!

Я уже много говорил о владыке Никодиме и боюсь, буду повторяться, если вновь произнесу какую-то долгую речь. Поэтому хотел бы просто обратить ваше внимание на одну из сторон личности владыки, которая входила в разительный контраст с тем, что в массовом сознании связывается с личностью архиерея.

Я вырос в церковной среде, и, естественно, присутствовал на архиерейских богослужениях в храмах, где служил мой отец. В отличие от современной молодежи, современных детей я был воспитан так, что всегда клал земной поклон, подходя под благословение к архиерею. Так мы были воспитаны, и я всегда очень боялся этого момента. Я даже отсчитывал минуты до того момента, когда надо было на запричастном стихе, обойдя престол, будь то в храме Смоленской иконы Божией Матери или в Преображенском соборе, подойти к архиерею, совершавшему службу. Всегда был некий трепет, страх, когда я стоял в очереди к служащему архиерею, даже если это был один из викарных, уж не говоря о митрополите Григории. Подходя, я падал ниц, но всегда встречал улыбку, доброе расположение архиерея, который пытался меня поднять, а я не понимал, в чем причина такой реакции, поскольку считал свои действия абсолютно правомерными. С таким отношением к архиерейскому сану я и встретился впервые с владыкой Никодимом.

Цель моей встречи заключалась в том, чтобы по рекомендации моего старшего брата, отца Николая, который в то время уже обучался в духовной академии, испросить благословение владыки на свой дальнейший путь. Наверное, я уже рассказывал, что у меня была мысль поступить вначале в светское учебное заведение, получить высшее образование. В школе меня всегда привлекали точные науки, в частности физика, и мне хотелось сперва прикоснуться к этой сфере человеческого знания, а уже потом непременно пойти в семинарию и стать священником. С этими раздумьями я и приехал к владыке Никодиму.

Он встречал меня там, где ныне находится Крестовый храм наших духовных школ, а тогда была просто прихожая. Если войти в Крестовый храм и повернуть налево, будет маленький коридорчик, а потом совсем маленькая комнатка, которая сейчас используется для каких-то технических нужд, а в то время там располагался кабинет митрополита Ленинградского и Новгородского.

Встретившись с владыкой, я был поражен его простотой. Я все думал, как же я буду разговаривать с митрополитом, ведь я привык только на колени вставать перед владыками, а тут предстоит беседа… Но с первых же фраз я понял, что с этим человеком разговаривать очень просто. Он умел как-то отодвинуть свою должность, свое высокое положение, общаясь с людьми, которые находились на совсем другой ступени с точки зрения общественного регламента, даже такими, как молодой человек, только вступающий в самостоятельную жизнь. Все это он отодвигал куда-то в сторону и разговаривал абсолютно на равных, причем никакого панибратства не было, но сами интонации были такими, что просто вводили собеседника в откровенный, сердечный, спокойный человеческий разговор.

Конечно, это был дар Божий, но не такой, который талантливый человек совершенствует с помощью какой-то техники. Никакой техники не было — владыка просто оставался самим собой в разговоре с простыми людьми, и этим он, конечно, обезоруживал окружающих, в том числе достаточно статусное ленинградское духовенство. Среди этого духовенства были почтенные протоиереи еще дореволюционного рукоположения, составлявшие пресвитерский «костяк» города на Неве. Чтобы пояснить, что это означает, скажу несколько слов об атмосфере, которая была в Петербурге в дореволюционные годы. Совершенно неслучайно революции происходили именно в Петербурге — здесь был очень высокий уровень согласия образованных, интеллигентных горожан с либеральной идеей. Пройдя революции, в том числе события 90-х годов, наше образованное общество — пусть не всё, но значительная его часть — стало понимать, что такое либерализм. А на заре XX века люди, особенно интеллигентные, были очарованы либерализмом.

Либеральная идея предполагала отказ от авторитетов и власти. Конечно, какая-то власть и с точки зрения либералов должна оставаться — не обойтись же без полицейских! — но каждый человек обладает таким достоинством и такими правами, что он и есть сам для себя власть. Собственно говоря, поставление самого себя в центр жизни — это и есть либеральная идея. А если я в центре, что же выше меня?! Конечно, это идея греховная, потому что поставление самого себя в центр жизни — это и есть отпадение от Бога. В центре жизни должен быть Бог. Но либеральная идея убирает Бога из жизни человека, поставляя в центр человеческую личность.

Так вот, в Петербурге духовенство было заражено либеральной идеей. Подобное происходило и в Москве, но в Петербурге особенно; вот почему и обновленчество возникло в Петербурге, а не в Москве. Все это созревало в начале XX века, к тому же церковное сообщество к такому развитию подтолкнули три революции. Теперь мы знаем, что из всего этого получилось, но в начале прошлого века носители либеральных и, говоря откровенно, революционных идей чувствовали себя очень комфортно, в том числе в Церкви. Большинство революционеров вышло из так называемого среднего класса, появившегося в России в XIX веке. Из школьных учебников мы знаем такое понятие, как разночинцы, — это и есть средний класс, достаточно образованный, но не обладавший экономическими возможностями. Амбиции при этом были очень сильны, вот почему в этой среде и стали развиваться революционные настроения. Их носителями, как ни удивительно, нередко становились учащиеся духовных учебных заведений, такие как Добролюбов и прочие, не буду их сейчас перечислять. Этому есть объяснение, которое заключается в том, что духовенство не должно быть сословным. Духовенство не должно быть оторвано от общества и ограничено сословными факторами, иначе оно оказывается в некоем гетто. Так и произошло в XIX веке, поэтому именно в среде духовенства стали развиваться революционные настроения, которые привели, к сожалению, к революциям, обрушившим национальную жизнь. В каждой из них самое активное участие принимали семинаристы.

Здесь есть о чем подумать. Значит, сама принадлежность к Церкви — не панацея от зла и бед, в том числе социальных, не гарантия верности. Можно учиться в семинарии и в какой-то момент предать и Бога, и Церковь, а потом творить дела, приносящие огромный вред Отечеству.

Почему я обо всем этом говорю? Да потому что либеральная идея сохраняла популярность в среде ленинградского духовенства. Конечно, к 60-м годам это были уже рудименты, ведь часть ленинградского духовенства прошла и через ссылки, и лагеря, но в основном через обновленчество. Ведь именно в Петербурге был расцвет обновленчества, и в нашем церковном ленинградском социуме в значительной степени оставалось старое духовенство, в послевоенные годы раскаявшееся по указу правительства в своих обновленческих заблуждениях, но сохранявшее симпатии к обновленчеству.

Владыка Никодим приехал в Петербург еще совсем молодым, ему было 34 года. Конечно, церковному Петербургу он казался человеком очень странным. Во-первых, добропорядочное духовенство видело в нем засланного агента. Как можно в 34 года стать митрополитом Ленинградским? Только с помощью властей! А кого же власти будут продвигать? Да только своего! Поэтому значительная часть духовенства воспринимала владыку как человека постороннего, а значит, опасного. Другие опасались усиления либеральных тенденций в церковной жизни, того, что новый митрополит начнет все ломать, тем более что он уже тогда занимался внешними связями, был известен за границей.

Но ни того, ни другого не произошло. Владыка привнес в жизнь либерального церковного Петербурга, не ломая, в общем, традиции и настроения духовенства, очень здоровый традиционализм, который в сочетании с либеральными петербургскими настроениями произвел очень правильный образ церковной жизни. С одной стороны, опора на традицию во всем — в богослужении, во внешнем виде, в том, как владыка говорил, как он мыслил. С другой стороны, как человек очень умный и чувствительный, владыка понимал настроения церковного Петербурга и был полностью к ним открыт. Сочетание церковного традиционализма и «либерализма» (конечно, это слово в данном случае нужно взять в кавычки), или, может быть, бОльшая открытость церковного Петербурга к светскому миру привели к тому, что жизнь нашей епархии при владыке Никодиме была исключительно интенсивной и эффективной. Действительно, церковная жизнь развивалась, как нигде во всей России. Все ожидали, что приедет непонятный человек, и беда будет для Петербурга. Оказалось, не беда, а великое благословение.

Сейчас уже трудно представить, каким был бы церковный Петербург даже сегодня, если бы значительную часть жизни владыка не посвятил этому городу. Он во многом предопределил церковное развитие не только Петербурга, но и всей нашей Церкви. Ставя во главу угла необходимость рукоположения новых архиереев, он воспитывал их в том самом духе, который помог им сформироваться людьми современными, убедительными для тогдашнего общества, открытыми к обществу и ориентированными на церковную традицию. Вклад владыки в формирование нового поколения епископата является воистину историческим. Даже сегодня представителей этого поколения вы можете наблюдать, в том числе в лице Патриарха. Это было совершенно особое время в истории нашей Церкви, когда, несмотря на внешние трудные обстоятельства, формировался актив епископата, на который легли особые трудности и особая ответственность по преодолению сложностей нашего общественного и церковного развития в конце XX века.

Пусть память о владыке Никодиме будет всегда сохраняться в Петербурге и во всей нашей Церкви. Еще есть люди, которые мало знают о владыке, которые некритически воспринимают сведения из Интернета, очерняющие его личность. Надеюсь, памятные мероприятия в связи с 90-летием митрополита Никодима помогут по-новому взглянуть на эту очень сильную, духовно одаренную личность, которая во многом предопределила церковное развитие во второй половине XX века. Последствия этого развития мы сегодня ощущаем во всем, в том числе в духовной жизни Петербурга. Пусть Господь хранит в наших сердцах вечную память, светлую и молитвенную, о душе покойного».

После этого Святейший Патриарх  Кирилл  передал в дар Церковно-археологическому музею Духовной Академии семейные реликвии — старинные потир и трёхсвечник. Когда-то они принадлежали дедушке Патриарха священнику Василию Гундяеву.

«Вы знаете, наверное, что мой дед много лет провел в тюрьмах и лагерях. Он боролся за Православие, боролся против обновленчества, его несколько раз арестовывали. Большую часть жизни он прожил в скорбях и заточениях. Недавно в нашем родовом доме, который стоит еще со времён прадедов в селе Оброчное Ичалковского района открыли часть стены. И там в тайнике нашли серебряный потир и трёхсвечник. Причем стена была обезображена штыками — значит, кто-то проводил обыск в доме, и пытался определить, нет ли чего за этой стенкой. Но штыки не попали ни в чашу, ни в трёхсвечник. А потом мои родственники, производя там ремонт, открыли случайно эту стенку и обнаружили реликвии. Это тоже свидетельство о том периоде духовной борьбы нашего народа, когда людям приходилось скрывать свою религиозность и спасать святыни», — поделился воспоминаниями Предстоятель Русской Церкви.

Затем ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан представил современное издание научного труда митрополита Никодима (Ротова) «История Русской духовной миссии в Иерусалиме», приуроченное к памятной дате. Книга издана с предисловием Святейшего Патриарха Кирилла. За эту работу в 1959 году митрополит Никодим (в то время архимандрит) был удостоен степени кандидата богословия.

В данном труде в хронологической последовательности излагается история Русской духовной миссии в Иерусалиме, в частности, перечисляются начальники и состав миссии, описывается материальное положение, взаимоотношения с Иерусалимской Патриархией, инославными миссиями и русскими гражданскими представительными органами. В своей работе автор, помимо многочисленных печатных изданий, использовал около 700 дел из архива миссии. Труд не потерял своего значения и в настоящее время.

Далее состоялась презентация документального фильма «Человек Церкви» о митрополите Никодиме, созданного Санкт-Петербургской духовной академией при поддержке православного телеканала «Спас».

Торжественный вечер завершился исполнением большим сводным хором Санкт-Петербургской духовной академии (дирижер — лауреат международных конкурсов Раиса Гундяева) с оркестром Synergy orchestra (художественный руководитель — Илья Тен) двухорного песнопения Дмитрия Бортнянского «Тебе Бога хвалим».

Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, организаторов и участников вечера памяти митрополита Никодима.

Торжественный акт стал последним пунктом программы пребывания Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербурге.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинале)

1. Фотогалерея фотографа Андрея Петрова:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157711460400007

2. Фотогалереи от СПбДА:  

https://spbda.ru/multimedia/photo-flickr/flickr-content/72157711353349236/

https://spbda.ru/multimedia/photo-flickr/flickr-content/72157711355896088/

3. Фотогалерея фотографа Александра Сетракова: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157711649715713

 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)