Беседой о творчестве Лермонтова открылся лекторий Казанского собора

21 декабря 2014

В субботу, 21 декабря, в крипте Казанского собора открылся лекторий, руководителем которого является священник Михаил Шастин. Участников поприветствовал настоятель Казанского кафедрального собора прот.Павел Красноцветов.

Первую беседу провела Мария Борисовна Багге, заведующая кафедрой педагогического образования АППО, кандидат педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Она рассказала о христианских мотивах в произведениях Михаила Лермонтова, 200-летие со дня рождения которого мы завершаем отмечать в 2014 году.

Великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов  обычно представлен в школьных учебниках советского периода одиноким, смелым бунтарем, гениально подмечавшим все пороки общества. В трактовке Марии Борисовны творчество Лермонтова открылось слушателям совершенно с другой стороны. Поэт был знатоком Библии, Евангелия, буквально рисовал в своих произведениях красоту микрокосма, совершенство бытия, созданного Творцом.

На лекции были разобраны многие самые известные стихи поэта, которые знакомы со школьной скамьи («Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…» и др.). Однако открылись они слушателям совершенно в ином смысле. Своим творчеством, красотой своего слога, Лермонтов доказывал бытие Бога, описывал красоту этого мира, указывая на удивительность мироздания. Его краткие стихотворения можно разбирать часами и все равно раскрыть только часть замысла автора.

Лермонтов – великий поэт любовной лирики. Его стихотворение «Молитва», посвященное первой и, быть может, единственной любви поэта Варваре Лопухиной, по словам М. Б. Багге, «одно из самых проникновенных любовных стихов всей русской лирики». Величайший пример жертвенности, истинной христианской любви предстает в молитве о любимой женщине, с пожеланием высшего блага – Царства Небесного.

Особое внимание на лекции было уделено роману «Герой нашего времени». С христианской точки зрения этот роман совершенно уникальный. По словам Марии Борисовны, нет более героя в русской литературе, которого автор бы наделил всем, без изъяна. Печорин здоров, образован, он храбрец, у него дар нравиться людям. Автор наделил его умением тонко чувствовать природу, он дважды(!) цитирует Евангелие, что говорит о том, что он прекрасно знаком с библейскими истинами. Однако Лермонтов не случайно называет его возлюбленную Верой, которую Печорин «теряет», когда они расстаются. Печорин горд и лишен веры – и это первопричина всей его «усталости» от жизни, это в романе – первопричина всех пороков современного общества. В образе Максима Максимовича, этого полного антипода Печорину, Лермонтов показал другую жизнь, наполненную христианской свободой, которой нет и не может быть у Печорина как раба своих страстей. «Максим Максимыч» – это образ любви Отца, любви, которая «не ищет своего», любви, от которой, уезжая, отказывается Печорин.

Информация о предстоящих лекциях смотрите на сайте Казанского собора.

Информационная служба Казанского собора

Елена Кириллова

 

фото Марина Куракина

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog