Богослужения Недели сыропустной совершены в Казанском соборе
01 марта 2020В канун Недели сыропустной, 29 февраля 2020 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение, которое возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора. В саму Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, прощеное воскресенье, день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, 1 марта 2020 года, в Казанском кафедральном соборе совершены три Божественные литургии. Раннюю литургию совершил иерей Кирилл Дашевский, позднюю совершил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора — прот. Константина Головатского, иерея Игоря Марчука, иерея Георгия Кобрина, протодиакона Симеона Белецкого, диаконов Ильи Трифонова и Артемия Дмитриева.
На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Затем была совершена молитва о мире на Украине.
По запричастном стихе проповедь на евангельскую тему (Мф. 6:14-21) произнес иерей Игорь Марчук.
После окончания Божественной литургии протоиерей Николай Преображенский поздравил молящихся с престольным праздником нижнего храма Казанского собора.
Также в этот день была совершена Божественная литургия в храме священномученика Ермогена в крипте собора. За богослужением, которое совершил протоиерей Алексий Дорофеев в сослужении диакона Симеона Сороки, молились воспитанники детской Воскресной школы собора. Богослужебные песнопения исполнил хор школы (регент — Мария Владимировна Красноцветова).
После заамвонной молитвы был совершен молебен по случаю престольного праздника нижнего храма.
Прощёное воскресенье или Неделя сыропустная — четвёртое и последнее из подготовительных воскресений к Великому посту.
В этот день все верующие просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
Еще одно название — «Адамово изгнание» — происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и на утрени и в каноне вспоминается изгнание из Рая Адама по причине грехопадения. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. На литургии в этот день читается Евангелие от Матфея зачало 17 (Мф. 6:14–21), в котором говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (имеются в виду добродетели).