Митрополит Варсонофий совершил вечерню с чином прощения в Казанском кафедральном соборе

01 марта 2020

Вечером в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, 1 марта 2020 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином прощения в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Геоасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. 

"В этот вечер во всех православных храмах прихожане собираются, чтобы исполнить одну из заповедей Господних, — сказал владыка в проповеди. — Мы сегодня за Божественной литургией слышали слова о прощении. Господь говорит: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:15). Если Отец наш Небесный тоже ничего нам не простит, мы попадем не в Царствие Небесное, а в ад. Господь говорит и о том, как нужно поститься: не с унылым видом, не лицемеря перед людьми, как делали фарисеи. А с такой радостью, с какой мы выполняем поручение Господа. Ведь любое поручение и дело Божие нужно выполнять с радостью. Тогда Господь, видя наш подвиг тайный, воздаст нам явно. Далее Господь говорит о цели нашей жизни: она не в том, чтобы собирать земные сокровища, жить так, как живет мир. Моль съедает одежды, ржавчина портит вещи, воры крадут. Поэтому не стоит тратить силы на земное, а нужно приобретать сокровища, которые переходят в Царствие Небесное. Там нет ни моли, ни воров, ни ржавчины, а все хранится у Отца Небесного. Господь сегодня нам предложил это евангельское наставление, чтобы мы, вступая в Великий пост, подумали о том, чего должны достичь к его концу. Наш душевный корабль нужно наполнить, мы не должны подойти к Пасхе пустыми. Сегодня мы должны из своих холодильников выбросить все скоромное — так мы облегчаем свой путь, воздержание помогает духовно возвыситься над плотским. Мы должны оставить и греховные привычки — выкинуть их из своего душевного корабля, чтобы было легче. Освободившиеся место нужно занять добрыми делами, мыслями, частым хождением в храм Божий, исповедью и причастием. Главное — увидеть, в чем надо каяться. Читая молитвослов — утренние или вечерние молитвы Макария Великого, Иоанна Дамаскина, мы понимаем, как глубоко святые заглядывали в свои души. Видя грехи, ведущие к гибели, они каялись и получали благодать Божию. А мы обычно видим чужие грехи, смотрим за людьми, своих же грехов не видим. Так вот, во время Великого поста нужно посмотреть, что творится в нашей душе. Мы часто хотим других спасать, а надо вначале спасать себя. "Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи", — говорит преподобный Серафим Саровский. Главное — это покаяние. Как только мы каемся, к нам приходит благодать. Чем сильнее каемся, тем больше благодати. Если будем пост проводить в покаянии, исправлении, то соберем много благодати в сердце".
"Во время поста нужно бороться со страстями — такими, как осуждение, раздражительность, гнев, — продолжил архипастырь. — Они обязательно проявятся, и нужно спокойно продолжать с ними бороться. Святые отцы говорили, что если в какой-то день прогневаться, то этот день можно считать потерянным. Даже далекие от христианства мыслители говорили, что раздражаться и гневаться нельзя. Однажды к Сократу пришел ученик и сказал, что хочет жениться. Тот ответил: "Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом". У Сократа, кстати, было много учеников, он старался учить их бесплатно. А жена его ругала, потому что не было денег. Так было несколько раз, но однажды она не выдержала и вылила ему на голову ведро с помоями. Сократ сидел и думал, естественно это поведение или нет. И решил, что оно, как в природе: тучи собираются, гремит гром и льет дождь. Когда денег нет, жена ходит дома, как туча, начинается гром и льет дождь. Поэтому не за что жену осуждать. Так поступали мудрые философы. А мы-то — христиане, тем более должны как можно меньше раздражаться, ведь тогда перестаем молиться. Становимся на молитву, но в голове — чужие поступки, слова. Нужно бороться со страстями".
"Мы живем в век Интернета. Много пускается стрел в наш адрес, чаще — клевета. И эти стрелы, которые впиваются в наше сердце, необходимо вынимать, чтобы не было ненависти и озлобления к тем, кто нас поносит. Иначе в сердце не будет любви. А мы должны стремиться к ней, ведь цель поста еще и в том, чтобы научиться любить Бога и ближнего. Если мы этого достигнем, значит, правильно постились. Господь не просит от нас поста лишь в еде — это не главное. Каждый ограничивает пищу, как может, — по силам и здоровью. Важнее то, сможем ли мы духовно пройти пост с пользой, приобретя добродетели. Желаю вам стремиться к любви, стараясь меньше ругаться друг с другом и больше прощать. Накануне поста будем просить друг у друга прощения, чтобы Господь укрепил нас в этом подвиге. Отцы, братья и сестры, прошу у вас прощения, если согрешил перед вами словом, делом, помышлением и всеми чувствами. Простите меня и благословите на Великий пост", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Затем был совершен чин прощения, за которым владыка митрополит и духовенство испросили друг у друга и у народа прощение.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере):  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157713322646801

 См. также просмотр этих фотогалерей в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Самый долгий в году пост — Великий пост — предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем.

В этот день все верующие просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа.

В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Информационный отдел | Социальный центр | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)