Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе

22 марта 2020

Вечером в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 22 марта 2020 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.

В официальной группе собора в социальной сети ВКонтакте шла прямая трансляция богослужения.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес протоиерей Константин Головатский.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" митрополит Варсонофий, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню..

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

Поздравляю вас со второй пассией, которую мы совершили в нашем кафедральном соборе, — сказал владыка в проповеди. — Мы еще раз погрузились в атмосферу последнего дня пребывания на земле Спасителя. В акафисте говорится: "Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем". Эти слова пришли от одного из разбойников".
"Мы помним из Евангелия, что рядом со Христом были распяты два разбойника, — продолжил архипастырь. — Одного из них вспоминаем каждый раз, читая молитву перед причащением. Их судьба — нам назидание. Они были в одном разбойничьем сообществе, но мыслили по-разному. Один сказал: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23:39). А благоразумный разбойник каким-то образом разглядел, что истекающий кровью человек, висящий рядом с ним, — Сын Божий. Он, наверное, не видел, как Христос ходил по земле, воскрешал мертвых, исцелял больных. Когда Он творил чудеса, многие не говорили, что это Сын Божий, называли Его Иисусом из Назарета. Даже ученики — и те отказались от Него, разбежались. И вдруг разбойник увидел в Нем Сына Божия. И попросил вспомнить о нем, когда Христос придет в Свое Царство. Разбойник полагал, что Спаситель вернется на небо, расскажет ангелам, как провел тридцать три года на земле, и помянет того, кто с Ним рядом висел на кресте. О большем он не просил, понимая, что распят за дела, которые натворил, поэтому должен страдать и умереть. Но какой милосердный Господь! — просишь Его о малом, а Он дает большее. Христос ответил разбойнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:41). Тот, кто убивал, грабил, будет в раю, да еще и первым из земнородных".
"Второй разбойник страдал вместе с первым, но не попал в рай. Не все идут в рай через страдания. Имея разное состояние души, можно оказаться в разных местах. Второму разбойнику надо было уверовать в то, что рядом висит распятый Мессия, и покаяться, потому что вера рождает покаяние, очищающее от грехов. Будь в нем покаяние, то в одно мгновение Господь очистил бы его от разбойничьих грехов. Но веры и покаяния в нем не было. А ничто нечистое в Царствие Небесное войти не может. И не очищенный от грехов второй разбойник не вошел в рай. Это урок для нас. Нам нужны вера, покаяние и очищение от грехов. Без этого мы в Царствие Небесное не попадем. Еще есть время с Божией помощью пройти дни Великого поста в трудах покаяния, очищения от грехов и в доброделании", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Пассия - (лат. "страдание") — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Станислав Марченко:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157713597097701

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

 

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)