Митрополит Варсонофий совершил Пассию в Казанском соборе

29 марта 2020

Вечером в Неделю 4-ю Великого поста, 29 марта 2020 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.

В официальной группе собора в социальной сети "ВКонтакте" шла прямая трансляция богослужения.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес протоиерей Сергий Кудряшов.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" митрополит Варсонофий, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню..

По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Мы сегодня еще раз в храме были приведены на Голгофу, чтобы перед Божественной любовью, распятой на Кресте, подумали о том, проходит ли наша жизнь так, как Господь задумал о нас, — сказал владыка в проповеди. — Мы слышали евангельское чтение о том, как Христос предстал перед судом человеческим. Спаситель три с половиной года, начиная от Иордана, совершал открыто, при народе множество чудес. Исцелял повсюду хромых, слепых, прокаженных и других страдающих. В Евангелии описано немало случаев. И вот, Его арестовали. Он находится на суде у Синедриона, Пилата. И что мы видим? Его обвиняют в том, что Он злодей. Где и когда Он сделал кому-то зло? Никогда. Но Пилату говорят, что представили ему злодея. Где в этот момент были многие исцеленные Им люди? Скольких Он накормил? Пять тысяч. Где были люди, которые видели Его чудеса? В защитниках у Него на земле — никого. Все только кричали: "Распни его!" (Ин. 19:12). Вот суть человеческая — сколько добрых дел ни делай, люди не оценят. Поэтому зря стараемся делать что-то перед людьми. Надо все делать перед Богом, Он все замечает и оценивает. А люди? Сегодня получили исцеление, а завтра уже забыли. Вот какие мы забывчивые. Пусть люди не видели в Иисусе Христе Сына Божиего, но они же видели, что Он праведник. Ведь как Он жил? Как наисвятейший из святейших. Разве можно праведника распять? Народ кричал, чтобы угодить начальству. Так решили архиереи, первосвященники, Синедрион, и народ "подпел" начальству. Просил распять Христа, а отпустить Варавву. Им лучше было, чтобы в их среде жил убийца, а не праведник. Пилат пошел на поводу у народа, устроил как бы референдум — дал выбрать между Варравой и Христом. И кого выбрал народ? Разбойника, которого и отпустили. А Христа распяли вместе с двумя разбойниками. Сначала один из них смеялся над Ним: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23:39). Спаситель тогда взмолился: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Второй разбойник понял, что рядом не простой человек: простой так прощать не будет, он умеет мстить, а этот просит прощения для них. Тогда сказал: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). То есть разбойник на кресте увидел праведника. И не просто праведника, а Сына Божия. Разбойник просил хотя бы вспомнить про него, когда Он будет в раю. И Господь открыл для него первого рай".

"Вторым, кто заметил, что Иисус — не просто человек, был сотник-язычник, — продолжил архипастырь. — Он сказал, что это воистину человек праведный. Народ не заметил, а двое — один на кресте, другой у креста, заметили. Как? Это нам урок, ведь нам тоже многие люди помогают, благодетельствуют. Родители многое для нас делают, а мы забываем про их добрые дела. Столько добра нам сделали люди, а мы забываем. Христос столько сделал для людей, а они забыли. Надо помнить тех, кто нам помогает по жизни, и молиться за них. Много можно уроков получить у креста, в эти четыре вечера Великим постом мы собираемся и, читая пассию, размышляем о произошедшем на Голгофе. Нужно просить у Господа прощения грехов, исправляться, жизнь проводить в страхе Божием и исполнении Его святых заповедей".

"Поздравляю вас с наступившей пятой седмицей Великого поста. С каждой неделей мы приближаемся к Светлому Христову Воскресению. Но надо еще пройти дни в сугубой молитве за себя и родных, за Санкт-Петербург, нашу страну и весь мир, чтобы Господь избавил нас от морового поветрия и помог настроиться на правильный путь в жизни. Наказания Божии приходят, когда мы уклоняемся от правильного пути. Если возвращаемся на него, они прекращаются. Проживем эти дни в молитве, покаянии. Желаю вам помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

В официальной группе собора в соцсети ВКонтакте шла прямая трансляция богослужения.

Богослужения пассии из Казанского собора и других храмов также транслировались на сайте "Невские новости".

Записи трансляций богослужений из Казанского кафедрального собора можно посмотреть в группе "Вконтакте" и на канале в YouTube.

Пассия - (лат. "страдание") — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Станислав Марченко:  https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157713686368058

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Информационный отдел | Социальный центр | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)