Поздравляем всех православных христиан с великим двунадесятым праздником Крещения Господня!
17 января 2015
В Крещенский сочельник, 18 января, в 10.00, в Казанском соборе состоится Божественная Литургия, которую совершит Митрополит Санкт-Петербургс
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области определены места для освящения купелей в праздник Крещения Господня. Адреса мест, где пройдут крещенские окунания см. здесь http://mitropoli
История Праздника
Господь Наш Иисус Христос крестился в Иерусалиме в реке Иордан в возрасте 30 лет. Пророк Иоанн Предтеча проповедовал у реки Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния: люди сходили в воды реки ветхими, а выходили новыми, обновлёнными покаянием. Когда же Господь пришел к Иоанну, святой пророк сказал, что это ему следует креститься у Господа и он не смеет крестить Его. Однако Христос хотел преподать людям пример Крещения и «исполнить всякую правду», т.е., говоря словами св. Иоанна Дамаскина, «водами погребсти человеческий грех».
В отличие от людей, которые приходили креститься, чтобы очистить себя от грехов, Иисус Христос не нуждался в очищении, т.к. был безгрешен. Спаситель пришел к Иордану, чтобы освятить эти воды, наполнить их жизнью. Так, вода смерти, наполненная человеческим грехом, стала источником жизни: Сам Бог сошел в нее и наполнил ее Своим Божеством.
При Крещении Спасителя впервые в истории человечества миру были явлены три ипостаси Бога: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о нем с Небес: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение» (Мф 3,13-17), и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа.
В первые три века, во времена гонений на христиан, в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Ныне в Православной церкви наблюдается совершенное сходство в отправлении этих двух праздников. Тому и другому предшествует сочельник (навечерие) с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды.
Великое освящение воды
В память о Крещении Спасителя в Навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника Крещения совершаетсявеликое освящение воды.
Этот чин являлся общепринятым еще в VI веке на византийском Востоке, в Иерусалиме и Константинополе. На Руси первое освящение воды совершалось в храме, второе – «на Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина. В настоящее время эта традиция набирает все большую популярность среди прихожан русских храмов. Однако, ныряние в прорубь – обычай не всех православных стран. В Греции, например, на праздник Богоявления священник бросает в воду деревянный крест, и молодые люди ныряют за ним в воду, соревнуясь в том, кто достанет его первым.
Святая вода, освещаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней». Употреблять ее принято только натощак. Верующие хранят эту воду в течение всего года и используют для питья, окропления людей и различных предметов. Говоря словами чинопоследования
информационная служба Казанского собора
Елена Кириллова