Поздравляем всех православных христиан с великим двунадесятым праздником Крещения Господня!

17 января 2015

В Крещенский сочельник, 18 января, в 10.00, в Казанском соборе состоится Божественная Литургия, которую совершит Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. 19 января, в праздник Крещения Господня, позднюю Божественную Литургию возглавит настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов. В Крещенский сочельник, 18 января, и в сам праздник Крещения после поздней Божественной Литургии совершится чин великого освящения воды. (подробное расписание богослужений здесь)

 

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области определены места для освящения купелей в праздник Крещения Господня. Адреса мест, где пройдут крещенские окунания см. здесь http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=64765.

 

История Праздника

 

Господь Наш Иисус Христос крестился в Иерусалиме в реке Иордан в возрасте 30 лет. Пророк Иоанн Предтеча проповедовал у реки Иордан и крестил приходивших к нему крещением покаяния: люди сходили в воды реки ветхими, а выходили новыми, обновлёнными покаянием. Когда же Господь пришел к Иоанну, святой пророк сказал, что это ему следует креститься у Господа и он не смеет крестить Его. Однако Христос хотел преподать людям пример Крещения и «исполнить всякую правду», т.е., говоря словами св. Иоанна Дамаскина, «водами погребсти человеческий грех».

В отличие от людей, которые приходили креститься, чтобы очистить себя от грехов, Иисус Христос не нуждался в очищении, т.к. был безгрешен. Спаситель пришел к Иордану, чтобы освятить эти воды, наполнить их жизнью. Так, вода смерти, наполненная человеческим грехом, стала источником жизни: Сам Бог сошел в нее и наполнил ее Своим Божеством.

 

При Крещении Спасителя впервые в истории человечества миру были явлены три ипостаси БогаБог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о нем с Небес: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение» (Мф 3,13-17), и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа.

 

В первые три века, во времена гонений на христиан, в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Ныне в Православной церкви наблюдается совершенное сходство в отправлении этих двух праздников. Тому и другому предшествует сочельник (навечерие) с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды.

 

Великое освящение воды

 

В память о Крещении Спасителя в Навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника Крещения совершаетсявеликое освящение воды.

Этот чин являлся общепринятым еще в VI веке на византийском Востоке, в Иерусалиме и Константинополе. На Руси первое освящение воды совершалось в храме, второе – «на Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина. В настоящее время эта традиция набирает все большую популярность среди прихожан русских храмов. Однако, ныряние в прорубь – обычай не всех православных стран. В Греции, например, на праздник Богоявления священник бросает в воду деревянный крест, и молодые люди ныряют за ним в воду, соревнуясь в том, кто достанет его первым.

 

Святая вода, освещаемая в праздник Богоявления, называется в церковном Уставе «великой святыней». Употреблять ее принято только натощак. Верующие хранят эту воду в течение всего года и используют для питья, окропления людей и различных предметов. Говоря словами чинопоследования, она воспринимается как «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление».

информационная служба Казанского собора

Елена Кириллова

 

 

 

 

 

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog