Паломническая поездка в Японию (автор: Прот. Николай Преображенский)

06 мая 2014

 

В дни празднования Святой Пасхи, с 1-го по 9-е мая 2008 г.,  с благословения Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, была совершена паломническая поездка в Японию клирика Казанского кафедрального собора, преподавателя Санкт-Петербургской Православной Духовной Семинарии и Академии протоиерея Николая Преображенского, ктитора Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге протодиакона Василия Маркова и настоятеля Вырицкого храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерея Георгия Преображенского.

По прибытии в Японию в аэропорту г. Токио паломников встречали давние знакомые и друзья о. Василия Маркова – диакон Подворья Русской Православной Церкви в Японии Иаков Нагая и его супруга Марина Нагая, бессменно пребывающая уже в течение 37-ми лет регентом хора в этом Подворье, расположенном  в Токио. Диакон Иаков Нагая и его брат протоиерей Иоанн Нагая, в своё время окончившие Ленинградскую Духовную Академию, ныне совершают своё служение на Подворье РПЦ Московского Патриархата в Японии в храме во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.Настоятелем этого Патриаршего Подворья в Токио с июля 1991 г. является протоиерей Николай Кацюбан.

В канун Фомина воскресенья на Подворье было совершено всенощное бдение, за которым молились и участвовали в богослужении приехавшие паломники из Санкт-Петербурга. В самый день праздника, Фомино воскресенье, паломники участвовали в  совершении Божественной Литургии, которую возглавил настоятель Подворья митрофорный протоиерей Николай Кацюбан. После Литургии настоятель Подворья поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и сердечно приветствовал паломников, прибывших из северной столицы России.

В этот же день настоятель Подворья с паломниками из России нанесли визит главе Японской Автономной Православной Церкви Высокопреосвященнейшему Даниилу (Нусиро Икио),  митрополиту Токийскому и всея Японии. Гости рассказали митрополиту о жизни и деятельности Санкт-Петербургской митрополии и преподнесли в дар альбомы, в которых наглядно повествуется об истории Казанского кафедрального собора, о некоторых достопримечательностях и знаменательных событиях СПб. Епархии. Митрополит в своем ответном слове тоже рассказал о жизни и деятельности Японской Православной Церкви и взаимно преподнес гостям сувениры, после чего протодиакон Василий Марков, который нес свое послушание с 1976 по 1985 гг. в качестве протодиакона на Подворье, провозгласил митрополиту «Многая лета».

Паломники посетили Воскресенский собор (Николай-до), пропели тропарь Пасхи «Христос Воскресе», приложились к частицам мощей св. равноапостольного Николая, архиепископа Японского, выдающегося русского миссионера и основателя Японской Православной Церкви (*). После посещения собора паломники направились на кладбище Янака к могилам св. равноап. Николая (Касаткина), архиепископа Японского (+3/16 февраля 1912 г.), митрополита Сергия (Тихомирова; +10.08.1945), митрополита Феодосия (Нагасима; +7.05.1999) и первого православного епископа-японца — епископа Николая (Оно; +19.11.1956).

У гробницы святителя Николая, архиеп. Японского, был совершен молебен по Пасхальному чину, после которого протоиерей Николай Преображенский, потомок митрополита Сергия (Тихомирова), совершил литию на его могиле.

Далее в поездку по православным приходам Японии паломники отправились по разным маршрутам. На северо-восток от Токио отправился протодиакон Василий Марков, который в сопровождении диак. Иакова Нагая посетил монастырь Св. Софии в п. Мацуо, преф. Чиба,  где имел встречу со старейшим архиереем, настоятелем монастыря архиепископом Раменским Николаем (Саяма). 5 мая в храме Подворья состоялось венчание Стефана и Константины. Стефан является сыном диакона Подворья Иакова Нагая и регента храма матушки Марины Нагая. Венчание совершали клирик Подворья протоиерей Иоанн Нагая и крестный отец жениха протодиакон Василий Марков, клирик Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга, который прибыл специально на это торжество.

Протоиерей Николай и прот. Георгий Преображенские в сопровождении аспирантки социологического отделения одного из токийских университетов Александры Васильевой, прихожанки Патриаршего Подворья в Токио, хорошо знающей японский язык, поехали на юго-запад от Токио, в древнюю столицу Японии – город Киото.

    Древняя столица во всей полноте сохранила колорит традиционной Японии. Из любой точки города можно увидеть многоярусные деревянные пагоды одного из сотен больших и малых буддийских и синтоистских святилищ; Киёмидзу-дэра (храм чистой воды) с возвышающимся над сосново-бамбуковой рощей огромным помостом; Сад камней Рёандзи с пятнадцатью камнями, из которых видны только четырнадцать; Золотой и Серебряный павильоны – воплощение красоты средневекового буддийского зодчества; императорский дворец с его протяженными верандами и чайными домиками; буддийский храм с тысячей статуй богини Канон; пагоды основных буддийских школ…

После экскурсии по замечательным паркам Киото и осмотра императорского дворца состоялось посещение Благовещенского собора, расположенного неподалеку от древнего императорского дворца. Настоятель собора протоиерей Иоанн Оно рассказал паломникам об истории и современном состоянии своего храма и прихода, ознакомил паломников с чтимыми святынями храма. Его внутренняя часть и великолепный трехъярусный иконостас с 30 большими и малыми иконами сохранились практически в неизменном виде с 1903 г. В феврале 2004 г. в Киото была доставлена написанная в России икона священномученика Андроника (Никольского), который в 1897-1899 гг.  был членом Российской Духовной Миссии в Японии, потом стал первым епископом Киотоским (с 5.11.1906 г. по 5.7.1907 г.) и помощником просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина); 20 июня 1918 г.  большевики закопали архиеп. Пермского Андроника живым в землю в окрестностях Перми.

Радостно было видеть, что и ныне здесь продолжается свидетельство о Христе, начатое православными миссионерами в XIXвеке. В 1890-1893 гг. в Киото занимался миссионерской деятельностью молодой иеромонах Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Архимандрит Сергий (Страгородский) оставил миссионерские записи о своем служении в Японии в этот период. 21 марта 1908 года преосвященный Сергий (Тихомиров), ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии,  был назначен епископом Киотоским, викарием Токийской кафедры. Он прибыл в Токио в июне 1908 года и пребывал на Киотоской кафедре до самой блаженной кончины св. равноап. архиеп. Николая (Касаткина) в 1912 г.

После дружественной беседы о. Иоанн Оно на своём личном транспорте совершил с паломниками дополнительную краткую экскурсию по городу, а затем любезно проводил их до городского  железнодорожного вокзала, откуда скоростным экспрессом паломники отправились обратно в Токио.

Одушевленные разнообразными впечатлениями от посещения православных приходов в Японии, от прикосновения к духовным православным святыням Японии, к дорогим сердцу паломников священным могилам, а также от пусть краткого, но весьма поучительного ознакомления с древней и современной духовной и светской культурой японского народа, достопримечательностями и городской жизнью современного Токио, паломники 9 мая прямым рейсом авиакомпании Transaero через 10 часов перелёта вернулись из Токио в Санкт-Петербург.

 Прот. Николай Преображенский

 

 

(*)  Примечание:

       Первые семена православной веры на японской земле были посеяны иеромонахом (впоследствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 г. в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате. 30 марта 1880 г. иером. Николай (Касаткин) был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, тем самым была учреждена первая епископская кафедра Японской Православной Церкви, в 1906 г. кафедра получила наименование Токийская и Японская. Более 50-ти лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого Предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире. Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 г., а в 1970 г. он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием "равноапостольный".

Преемником архиепископа Николая стал митрополит Сергий (Тихомиров), который был направлен в Японию Синодом Русской Православной Церкви в 1908 г. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 г., в связи со вступлением в силу "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, его смещают с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 г., митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.

 В ноябре 1946 г. Московская Патриархия направила в Японию двух епископов – еп. Бориса (Вика) и еп. Сергея (Ларина), однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и, пренебрегая канонической дисциплиной, пригласил епископа из Американской Митрополии для подчинении японских православных приходов Американской Митрополии РПЦЗ, которая ещё в 1924 г. провозгласила свою независимость от РПЦ. Руководителем ЯПЦ с 1947 по 1953 гг. стал епископ Питтсбургский Вениамин (Басалыга). Несогласная с этим решением штаба группа священнослужителей и мирян отделилась от группы Николай-до и создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали сначала епископ Николай (Оно), а затем протоиерей (потом протопресвитер) Антоний Такаи.  С 6 апр. 1941 г. еп. Николай (Оно) становится епископом Токийским и Японским, а с 18 июня 1941 г. по 6 апр. 1946  г. он признавался японскими властями как Предстоятель ЯПЦ. Долгое время он оставался верным Московской Патриархии. В 1954 г. он принял решение о воссоединении с большинством японских верующих. 24 апреля 1954 г. он подписал акт примирения с американским епископом в Японии Иринеем (Бекишем) и с этого времени до своей смерти в 1956 г. – находился уже в лоне Американской Митрополии, которая после Второй Мировой войны, начиная с 1947 г., сумела распространить свою юрисдикцию почти на всю ЯПЦ.  

В малой же части ЯПЦ, не попавшей под влияние Американской Митрополии, верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.

30 сентября 1957 г. Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной св. равноап. архиепископом Николаем (Касаткиным).

Сначала молитвенное помещение этой Церкви находилось на территории Николай-до (под него была переоборудована бывшая Русская школа), а впоследствии, когда митрополиту Вениамину (Басалыге) были переданы храмы и помещение Русской духовной миссии, оно было перенесено в отдельное здание в районе Синдзюку. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 г. он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (до того времени священник с именем Петр) Николай (Саяма), который после Первого Собора клира и мирян Духовной Миссии в Японии 10 декабря 1967 г. в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В апреле 1970 г., после появления Томоса Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) о даровании автономии Японской Православной Церкви (от 10 апреля 1970 г.), группа Николай-до вернулась в юрисдикцию Русской Матери-Церкви и начала свое существование в качестве Автономной Японской Православной Церкви. Епископ Американской Митрополии карпато-русского происхождения Владимир (Нагосский), с 1962 г. командированный в Японию и возглавивший группу Николай-до, подчинявшуюся Американской Митрополии на правах епархии,  после дарования в 1970 г. Русской Православной Церковью автокефалии Американской Православной Церкви, был назначен Епископом Токийским и Японским. Таким образом, состоялось полное примирение между двумя Церквами. В связи с этим, решением Священного Синода с апреля 1970 г. для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем (Саямой), начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Духовная Миссия в Японии была упразднена, вместо нее было создано Патриаршее подворье РПЦ в Японии. Епископ Николай (Саяма) был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и Начальника Японской Духовной Миссии и назначен настоятелем Подворья.

В марте 1972 г. митр. Владимир (Нагосский) вернулся в США, и Японскую Православную Церковь абсолютно каноническим образом возглавил архиерей-японец – Феодосий (Нагасима). С кончиной Митрополита Феодосия 7 мая 1999 г. возникла сложная ситуация, когда Поместная церковь оказалась без архиерея и его преемника в связи с отсутствием монашествующих. В июле 1999 г. на Соборе были избраны три кандидата для пострижения в иноческий чин, и их пострижение, а затем епископская хиротония были совершены Патриархом Московским и всея Руси Алексием IIв России в октябре-ноябре 1999 г. и в январе 2000 г. Архиереями стали Пётр (Арихара), Епископ Иокогамский, викарий Токийской Епархии (скончался 10 мая 2000 г.); Даниил (Нусиро), Епископ Киотоский; Серафим (Цудзиэ), Епископ Сэндайский.  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  14 мая 2000 г. совершил в Токио интронизацию предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. Им стал Даниил (Нусиро), избранный на внеочередном Соборе 5-6 мая 2000 г. Архиепископом Токийским, Митрополитом всея Японии.

  22 мая 1979 г., в день Перенесения мощей св. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии". С июля 1991 г. настоятель Подворья – россиянин протоиерей Николай Кацюбан. Основными функциями Патриаршего Подворья являются: 1) осуществление религиозных потребностей российских граждан в Японии; 2) информационное посредничество между РПЦ и ЯАПЦ, а также другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии; 3) организация паломничества японских верующих в Россию и 4) сохранение имущества РПЦ в Японии.

     На данный момент в состав ЯАПЦ входят три епархии: Токийская, епархия Западной Японии с центром в Киото и епархия Восточной Японии с центром в Сендае. Православных христиан в Японии намного меньше, чем католиков и протестантов. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что последние обладают большими материальными и людскими ресурсами. Но, несмотря на это, количество православных по сравнению с началом века практически не уменьшилось. Сильное увлечение католицизмом и протестантством можно объяснить тем, что многие японцы стремятся к западному образу жизни. Православные же японцы уверены, что православие кафолично и является самой восточной из основных христианских конфессий, и в этом видят его преимущество.

 По материалам  сайта Патриаршего Подворья РПЦ в Токио. http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

Опубликовано :  Газета «Казанский собор», 2008, № 5 (29)  (ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Казанского кафедрального собора, СПб.)

ФОТОГАЛЕРЕЯ (расширенное фотоприложение к статье):

 

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog