Святой праведный Иоанн Кронштадтский и русский флот (автор: Галина Николаевна Шпякина)

02 мая 2014

 

«Божие благословение пусть пребывает с городом Кронштадтом.

С нашим Краснознаменным Балтийским флотом.  

С Отечеством нашим».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Посвящается памяти о. Иоанна Кронштадтского в 184-й год со дня его рождения и 105-й год со дня упокоения 

Живя долгие годы в Кронштадте – цитадели русского флота, отец Иоанн Сергиев /19 окт. ст. ст. 1829 — 20 дек. 1908 (2 янв.1909)/ всегда интересовался делами флота, был знаком со многими моряками и всегда своими молитвами  помогал и окормлял их. Первые годы его служения пришлись на окончание Крымской войны 1853-1856 гг. В то время укреплением военно-морской крепости Кронштадта от неприятельского флота непосредственно занимался управляющий Морским министерством вице-адмирал великий князь Константин Николаевич (1). Он постоянно уделял внимание укреплению крепости Кронштадт (а в послевоенное время часто бывал там). Так «18 декабря 1856 года в Андреевском соборе в присутствии вице адмирала великого князя Константина Николаевича и его свиты состоялось освящение шести Георгиевских знамен…, участвующих в 11-месячной обороне Севастополя» (2). Чин освящения совершал настоятель собора протоиерей В.К. Некарьевский со священниками М.М. Веселовским и И.И. Сергиевым (о. Иоанном Кронштадтским) (3).  

Россия переживала тяжелые времена. Великая княгиня Александра Иосифовна, жена Константина Николаевича, видя все ужасы прошедшей войны, близко к сердцу приняла горе раненых, больных и неимущих. Она олицетворяла собой благотворительную и милосердную деятельность в стране, покровительствовала организуемым обществам (4). Возможно, в те годы, посещая Кронштадт, она узнала о необычном священнике, который не только служил в церкви, но и помогал нуждающимся жителям города. В дальнейшем отец Иоанн стал членом многих благотворительных обществ и в то числе и морского (5). Пройдут годы, и по инициативе великой княгини Александры Иосифовны вместе с ней и королевой Эллинов Ольгой, дочерью великого князя Константина Николаевич, отец Иоанн прибудет в Ливадию к умирающему императору Александру III(6).

Уже в 1856 году за свое служение отец Иоанн был награжден медалью «В память войны 1853-1856 года» и бронзовым наперстным Крестом (7). В эти же годы началась его педагогическая деятельность, сначала в уездном училище, а с 1862 года в открытой мужской гимназии (8). За почти двадцатисемилетнее законоучительство, отец Иоанн снискал глубокое уважение и любовь учеников и их родителей. Он умело сочетал пастырское служение с педагогической деятельностью и с христианским воспитанием детей.

Гимназия была открыта в связи с сокращением после военного приема учеников в морские учебные заведения, поэтому среди учащихся были дети морских офицеров. И, естественно, батюшка общался с их родителями. В дальнейшем многие пошли по стопам отцов и стали моряками. Бывая в Кронштадте, они старались повидаться с отцом Иоанном, помолиться с ним и получить благословение.

Сохранились интереснейшие воспоминания морских офицеров о батюшке. Бывший ученик, адмирал Дмитрий Владимирович Никитин, участник русско-японской войны, вспоминал: «В гимназии идет урок Закона Божия. После молитвы за преподавательский стол садится отец Иоанн. На его щеках играет румянец. Огнем, но огнем доброты и приветливости горят его светло-голубые глаза. Этих глаз не забудет никто, кто их видел… В моей памяти живет до сих пор отец Иоанн, мой законоучитель, друг моей семьи, частый гость в нашем доме и на редкость милый и бесконечно добрый человек» (9).

Другой бывший ученик, капитан второго ранга, Степан Павлович Бурачок, участник Цусимского сражения, вспоминал о добрых отношениях батюшки с его семьей: «Он был большим другом моих покойных родителей матери Юлии Аполлоновны и отца контр-адмирала Павла Степановича, который был его духовным сыном. Всех нас восемь детей, он крестил как священник, а  некоторым был и крестным отцом. Придя к нам всегда ласкал и благословлял нас, во время чаепития давал каждому сладкого чаю, что мы очень любили» (10).

Добрые отношения у отца Иоанна установились с адмиралом Константином Николаевичем Посьетом – мореплавателем, государственным деятелем, а с 1874 года министром путей сообщений. Константин Николаевич поддержал идею моряков об устройстве спасательных станций для помощи при кораблекрушениях. Было организовано общество, получившее название «Спасение на водах при кораблекрушениях» (ОСВОД), а с 1892 года оно стало «Императорским». Первым и бессменным председателем общества с 1871 до 1899 года был  Константин Николаевич. Среди жертвователей на строительство станций был и отец Иоанн.

Центральный совет общества располагался в Петербурге на Садовой улице в доме №50б, где в часовне св. Александра Невского батюшка неоднократно совершал молебны (11). В Ораниенбауме спасательную станцию построили в 1876 году, но после бури 1890 года она сильно пострадала. Было принято решение о строительстве новой станции в память чудесного спасения императора Александра III17 октября 1888 года. Строительство завершилось в 1896 году. Отец Иоанн освятил станцию в присутствии императора Николая IIи императрицы Александры Федоровны. При Высочайших особах на воду спустили спасательную шлюпку «Иоанн Кронштадтский» (12).

Отец Иоанн всегда близко к сердцу принимал проблемы моряков. Он с огромной радостью поддержал инициативу главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова о строительстве в Кронштадте морского собора взамен старой церкви Богоявления, пришедшей в ветхость. Адмирал считал, что будущий храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота (13).  Когда идея строительства храма в 1897 году была одобрена императором Николаем II, а затем последовало Высочайшее разрешение на сбор средств, то одним из первых жертвователей стал отец Иоанн. Через газету «Котлин» он обратился к морякам и соотечественникам со следующими словами: «Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники, живя в Кронштадте сорок два года и во все это время, видя малость, скудность и ветхость морского Храма, я снедался ревностью о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма, и ныне внес свою лепту на сооружение такового 700 рублей. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его» (14).

Отец Иоанн с нетерпением ожидал начало строительства и в 1898 году с довольно резким письмом обратился к начальнику Главного Управления кораблестроения и снабжения контр-адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому: «Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и все воинство и всю Россию (15). В письме отец Иоанн называет Владимира Павловича «старым другом юности нашей и бывшим смиренным сомолитвенником» .

В 1899году командиром Кронштадтского порта стал контр-адмирал Степан Осипович Макаров – флотоводец, океанограф, полярный исследователь, человек, беспредельно преданный русскому флоту и России (16). Он был глубоко верующим человеком, и, как о. Иоанн, считал одним из важнейших дел строительство Морского собора в Кронштадте (17).

Отец Иоанн и Степан Осипович были духовно близкими людьми в делах благочестия и благотворительности Они дружили домами. Батюшка поздравлял Степана Осиповича с церковными праздниками, а адмирал присутствовал на торжествах, посвященных знаменательным датам батюшки (18). Отец Иоанн поддержал инициативу Степана Осиповича помощи строительства собора в Японии. Он благословил его на строительство ледокола, способного достигнуть Северного полюса и обеспечивающего круглогодичную навигацию в Петербург.

Когда ледокол «Ермак» был построен и пришел в Кронштадт, батюшка отслужил на нем молебен.

Степан Осипович и отец Иоанн приложили немало сил, способствующих  началу строительства Морского собора в Кронштадте. К великой радости, обоих 21 мая 1901 года императором Николаем IIВысочайше был одобрен проект храма, выполненный архитектором Василием Антоновичем Косяковым (19).  Cвою радость такому знаменательному событию отец Иоанн высказал в слове, произнесенном в Морском собрании перед молебном: «…Слава и благодарение Богу, что созидание нового храма из области желаний и предложений наконец начинает приходить в осуществление…Давно этот храм военный ожидался, давно славный портовый военный город России нуждался в нем, давно величие и слава отечества требовало соответственного Божиего храма...,так как храм есть лучшая, величайшая твердыня флота и России (20).

Первого сентября 1902 года, в присутствии  главного командира порта адмирала Степана Осиповича Макарова и множества горожан, на месте постройки храма на Якорной площади настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен (21). По завершении работ по устройству фундамента, 8 мая 1903 года в присутствии императора Николая IIи императрицы Александры Федоровны, торжество закладки стен совершил отец Иоанн. К сожалению, строительство собора, по многим причинам, затянулось на десятилетия; освящен он был только 10 июня 1913 года, до этой даты не дожили ни С.О. Макаров, ни о. Иоанн. Чин освящения совершал протопресвитер Георгий Шавельский. На торжестве присутствовали император Николай II, великий князь Кирилл Владимирович, морской министр и председатель строительного комитете контр-адмирал Иван Константинович Григорович, командир Кронштадтского порта вице-адмирал Роберт Николаевич Вирен и другие видные деятели Российского флота (22). Собор стал храмом-памятником морякам, погибшим за Отечество. В соборе хранились реликвии, связанные с морской славой России. Как и всей нашей стране, собору выпала непростая доля. В 1929г. Собор был закрыт и разорен. В разное время, в нем размещались кинотеатр, клуб, концертный зал, но, к счастью, он не был взорван, как Андреевский собор. Времена изменились: в 2002 году приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIблагословил воссоздание Морского собора. По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла в 2009 году был создан попечительский совет по восстановлению собора (23). На сегодняшний день завершены реставрационные работы внешнего облика храма, и он опять радует своей величественной красотой. 19 апреля 2012 года, в четверг Светлой Седмицы, в Кронштадте произошло радостное долгожданное событие – чин малого освящения Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. Чин освящения совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал: «Я надеюсь, что Морской собор будет не просто стоять здесь как восстановленный памятник морякам…, он наполнится молящимися, потому что самым великим украшением храма является народ, который в нем молится» (24). Трудно передать то чувство, которое испытали все многочисленные присутствующие на Божественной литургии во вновь освященном Морском соборе, где красота храма воспринималась через красоту Богослужения. Его Святейшеству сослужили: митрополит Петербургский и Ладожский Владимир, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Петергофский Маркелл, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Выборгский Назарий, наместник Александро-Невской Лавры схиархимандрит Илий, митроформный протоиерей Святослав Мельник – настоятель Владимирского и Морских соборов Кронштадта. Теперь, после освящения, в Морском соборе проводятся службы по субботам и воскресениям, а также в праздничные дни. Так, 2 ноября 2012 года, в День рождения Святого праведного о. Иоанна Кронштадтского на службе присутствовали призывники – будущие моряки. В Соборе продолжаются реставрационные работы, которые будут завершены к столетию освящения собора, которое будет отмечаться летом 2013 года.

Не прошло и года после закладки собора, как началась русско-японская война. 27 (9) января 1904 года японский флот напал на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура – военно-морской базы, арендованной Россией у Китая (25). В этот же день Степан Осипович Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Перед отъездом в Порт-Артур, Степан Осипович пришел в Андреевский собор к ранней литургии, которую служил отец Иоанн, исповедовался, причастился Христовых Тайн. После литургии Степан Осипович подошел к батюшке проститься. Отец Иоанн благословил его сказав: «Желаю тебе быть  мужественным и получить венец»(26). Спустя всего лишь три месяца 31 марта 1904 года батюшка совершал заупокойную молитву по главнокомандующему нашей морской эскадрой «болярине Стефане, погибшем вместе с командой на броненосце «Петропавловске» в Японском море….Итак, блаженны все, скончавшиеся в море смертью мученическою воины наши с начальником своим: они теперь почивают от трудов своих, и вкушают блаженный, всерадостный покой в Боге (27).

С глубокой скорбью и сопереживанием отец Иоанн написал утешительное письмо жене Степана Осиповича Макарова Капитолине Николаевне: «Утешься ты, раба Божия Капитолина, верою и обетованием Духа Святого, и печаль переложи на радость, и верь, что благородный супруг твой жив в царстве Христовом и получил славное воздаяние за свою самоотверженную службу вере, Царю и отечеству со всеми сподвижниками своими» (28).

Русско-японская война принесла горе и в дом батюшки. В Порт-Артуре пропал без вести муж племянницы Елизаветы Родионов Николай Сергеевич, капитан второго ранга (29). Еще в 1872 году отец Иоанн стал фактическим, опекуном двух малолетних племянниц своей жены Елизаветы Константиновны, у которых умер отец. Старшую двухлетнюю Руфину Сергиевы взяли к себе в дом, а младшая Елизавета осталась с матерью. Когда девочка подросла, она часто гостила у тети и дяди. Как вспоминала  Руфина: «Господу Богу было угодно, что моим домом стала тихая, мирная квартирка под благословенным кровом незабвенного пастыря» (30). Милосердие и великодушие  отца Иоанна проявлялось в течение всей жизни девочек. Он дал им возможность окончить Александринскую женскую гимназию, обеспечил приданое, а когда появились внуки, отец Иоанн заботился и о них. Обе вышли замуж за морских офицеров – Руфина — за мичмана Шемякина Николая Николаевича, а Елизавета за лейтенанта Родионова Николая Сергеевича. Так батюшка породнился с моряками. Отец Иоанн близко к сердцу принимал все невзгоды войны, считая что она нам послана в наказание за грехи.

В своих проповедях о. Иоанн так сказал о причинах нашего несчастья: «Война злополучная, попущена на нас, как наказание праведное от Бога праведного. Что нам нужно при этом хаосе? Прежде всего, нужно строгое действие всех властей, – или – прежде всего нужно покаяние всех классов населения России, — нужен общий пост, общественная горячая молитва Богу об обращении заблудших, об исправлении нравов, потребен страх Божий, страх суда праведного, грозного наказания Божия… Мы должны преобразоваться немедленно, измениться во всем. Дай Бог спасительный, нравственный поворот всему русскому всесословному народу на правильный путь…» (31).   

В другой проповеди батюшка говорил: «В настоящее тяжкое время, переживаемое Россией, мы особенно нуждаемся в утешении и помощи Богоматери, избранной и непобедимой Воеводы, Царицы неба и земли…Владычица всемощная и всеблагая, как бы отвратила от нас лицо Свое, и мы остаемся как покинутые сироты, без заступления…Владычица не посылает нам руку помощи» (32).

Великий молитвенник земли Русской, о. Иоанн, с болью в душе тяжело переживал военные неудачи, сдачу Порт-Артура, гибель нашего флота при Цусиме, а также «внутренние брожения» и начавшиеся революционные движения в России.

В одной из проповедей он обличал: «Да знаете ли вы все, кому знать надлежит, что вся нынешняя наша революция есть прежде всего отступление от веры, от нашего Бога любезного, святого, жизненного православия, имеющее в себе силу для верующих в него все упорядочить – и внутренний наш и внешний мир, и всякую семейную, гражданскую и экономическую жизнь» (33).

И еще более резко в другой проповеди он говорил: «Коса Божия как траву косит, серп Божий пожинает как колосья бесчисленныя – воинство русское; злодейственные шайки мгновенными выстрелами из смертоносных орудий повсюду лишают жизни верных слуг царя и отечества, или поджигают всякие правительственные и частные учреждения, дома мирных жителей, фабрики, заводы, коммерческие суда; злодействуют на суше и на море по всему государству, повсюду распространяют дух мятежа, неповиновения, забастовки, и мы остаемся, как беспомощные, — и самое небо, как будто, оставило нас своею помощью» (34).

Отец Иоанн был великим провидцем судьбы России. В одном из своих пророчеств, сказанном в 1907 году, он предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению…Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царствия и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои за беззакония» (35). К великому сожалению происшедшие события в России подтвердили предсказания великого святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Чтобы в дальнейшем история не повторилась, необходимо возрождение православной культуры, основанной на духовно-нравственных ценностях русского народа.

          «Будем же твердо держаться святой Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины»- писал батюшка (36).  Будем же строить храмы и, конечно  надеяться, что и храм Спас-на-Водах – памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, восстановят и он засияет новым духовным светом как уже сияет величественный Морской собор в Кронштадте. И будем помнить наставление отца Иоанна: «Только в храме Божием мы научаемся искренно веровать в Бога, познавать себя  любить Бога и друг друга, только в храме мы познаем, что у нас есть общий Отец на небесах» (37).

Галина Николаевна Шпякина

Список использованной литературы

1.     Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802-1917. Биографический справочник. СПб, 2002. С. 345

2.     Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб, 2004. С.90

3.      ЦГИА СПб, ф.19, оп. 113, д. 1543.

4.     Новиков О.В. Благотворительность в России: великая княгиня Александра Иосифовна. http://www.pavlovsk-spb.ru/konstantin-nikolaevich-i-aleksandra-iosifovna/61-blagotvoritelnost-v-rossii-velikaya-knyaginya-aleksandra-iosifovna.html

5.     Смирнов В.Г. Деятельность Морского благотворительного общества в годы Русско-японской войны (1904-1905 гг.). http://rgavmf.ru/lib/smirnov_blagotvoritelnost.pdf

6.     Большаков Н.И. Источник живой воды. СПб, 1997. С.224

7.     РГИА. Ф.796, оп. 438., д. 2989.

8.     Тимофеевский Ф.А. Краткий исторический очерк 200-летия города Кронштадта.  http://www.kronstadt.ru/books/history/tin11.htm

9.     Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М. 2000. С.261-265.

10.    Сурский И.К…. С.100-101.

11.     Посьет К.Н. http://ru.wikipedia.org/wiki

12.     Газета «Котлин» 1896. №134.

13.      Исакова Е.В…..С.154.

14.      Там же…С.156

15.      Там же…С.157.

16.      Степан Осипович Макаров. http://ru.wikipedia.org/wiki

17.       Белкин А. Балакшина Ю. Иоанн Кронштадтский и адмирал Степан Осипович Макаров. http://rusk.ru/st.php?idar=104934

18.       Там же…

19.        Исакова Е.В….С.161.

20.        Протоиерей Иоанн Сергиев. Слова и поучения, произнесенные с 1896-1901гг. Киев. 2006, Т.6. С.403.

21.        Исакова Е.В…С.162.

22.       Там же…С.168.

23.       Патриарх Кирилл провел совещание по восстановлению Морского собора в Кронштадте. http://www.baltinfo.ru/2011/05/30/Patriarkh-Kirill-provel-soveschanie-po-vosstanovleniyu-Morskogo-sobora-v-Kronshtadte-208255

24.        Газета «Кронштадт Православный». Специальный выпуск 2012 год. Кронштадт.

25.        Шацилло В.К. Шацилло Л. А. Русско-японская война 1904-1905.М. 2004.

26.         Протоиерей Павел Левицкий. Протоиерей Иоанн Сергиев // Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. Сб. С.95

27.         Там же. С.95

28.          Там же. С. 96.

29.           РГАВМФ. Ф.417.оп.5.д. 1897.

30.           Шемякина С.И. Шпякина Г.Н. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его супруга матушка Елизавета Константиновна. СПб. 2008. С.288-300.

31.            Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца  Иоанна Кронштадтского. СПб. 1997. С.729.

32.            Там же…С.731.

33.            Еп. А. Семенов-Тян-Шанский. Отец Иоанн Кронштадтский. Нью-Йорк, 1953 год, С.245

34.             Большаков Н.И…С. 732.

35.             Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М. 2005. С. 174.

36.             Болшаков Н.И….С.737.

37.              Митрополит  Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб.-Кронштадт. 2000. С.70

========================================================

Примечание редакции: Галина Николаевна Шпякина — состоит в родственных отношениях со св. праведным Иоанном Кронштадтским через его супругу Елизавету Константиновну Сергиеву (в девичестве Несвитскую), её  кровную сродницу.

            ========================================================

 

Как Галина Николаевна Шпякина узнала, что она правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского

(из Дневника протоиерея Геннадия Беловолова)

 

Шпякина Г.Н. в музее Пюхтицкого Успенского Ставропигиального женского монастыря знакомится с историей  связей о. Иоанна Кронштадтского с монастырем

 

«Батюшка, такие встречи не заменят никакие лекции по Иоанну Кронштадтскому, — сказала после этого занятия одна из учениц Курсов православных путеводов, которые существуют при нашем храме на Леушинском подворье.

Эти курсы возникли у нас несколько лет назад в связи с необходимостью подготовки собственных «специалистов», которые могли бы водить экскурсии в Кронштадт и по Квартире Иоанна Кронштадтского. Очередной набор на курсы был прошлой осенью, а после Пасхи предстоят уже выпускные экзамены. Занимается на них около 20 человек.

На последнее занятие я пригласил Галину Николаевну Шпякину, правнучатую племянницу Иоанна Кронштадтского, и попросил рассказать ее о Елизавете Константиновне, матушке о.Иоанна, и ее потомках по линии Несвицких.

Галина Николаевна занимается большой исследовательской работой, она вместе со своей двоюродной сестрой Светланой Игоревной Шемякиной ведут просветительскую работу, издали большую книгу, посвященную Иоанну Кронштадтскому, его матушке и ее потомкам.

Как связана Галина Николаевна с Иоанном Кронштадтским? У матушки отца Иоанна Елизаветы Константиновны была сестра Анна Константиновна, которая вышла замуж за Григория Цветкова, будущего священника. Дочь сестры Руфина Григорьевна жила и воспитывалась в доме Иоанна Кронштадтского на правах приемной дочери. Для Елизаветы Константиновны она стала стала приемной дочерью и главной помощницей по дому. Она оставила ценные воспоминания о домашней жизни великого всероссийского пастыря, а также записала последние проповеди Иоанна Кронштадтского, произнесенные им в 1908 году в Андреевском соборе. РуфинаГригорьвна вышла замуж за Николая Шемякина, и ее дочь Варвара Николаевна – является матерью Галины Николаевны.

В течение беседы, продлившейся почти три часа, мы узнали много нового. Но для меня духовно, пожалуй, особенно интересно было узнать то, что Галина Николаевна сама узнала о том, что она потомица Иоанна Кронштадтского, когда ей было уже более 60 лет…

Я специально расспросил ее, как получилось, что о таком важном факте Галина Николаевна узнала уже в пенсионном возрасте?

«Я об этом узнала лет двадцать назад… в средине 90-х , незадолго перед тем, как мы с вами познакомились.

Мы узнали об этом, только когда началась перестроечная пора. До этого никто из нас о таких вещах ничего не знал.

Причем любопытно, что у моей мамы восприемницей была Елизавета Константиновна, а восприемником был ее старший брат Игорь Николаевич Шемякин, отец моей двоюродной сестры. Он всегда жил в Москве, где преподавал. И когда они встречались, они всегда выходили на улицу, то есть при нас никаких таких разговоров никогда не велось. Обо всем этом молчали. Вот так по взаимоотношению людей можно прослеживать историю нашей страны и историю нашего Православия. Единствое, что могу сказать: Рождество и Пасха всегда в доме праздновались. Я не знаю, ходили ли мои родные в храм?! Дядя в Москве точно не ходил, хотя в душе был глубоко верующим человеком. Моя мама я тоже не видела, чтобы ходила. Хотя мы жили на Стремянной и церковь была рядом, причем освященная Иоанном Кронштадтским. К сожалению, ее теперь нет, ее снесли, потом на ее месте были бани, а теперь какой-то торговый центр.

То, что я все-таки узнала об этом, — это действительно промысел Божий».

Да, история прямо-таки непридуманная: человек прожил всю жизнь и в конце узнал, что он родственник Иоанна Кронштадтского. И это стало началом новой духовной жизни.

Как же это все-таки произошло? Что может почувствовать человек, узнав, что он родственник Иоанна Кронштадтского. Галина Николаевна рассказала об этом:

«Я начала изучать свою генеалогию, родственников по линии Шемякиных и стала встречать в связи с этим имя Иоанна Кронштадтского. У меня возникло подозрение о моей родственной связи с отцом Иоанном. Мои родители мне об этом так и не сказали. И это подтвердила моя дальная родственница, жившая в Кронштадте – Мирра Константиновна Несвицкая. Тогда я окончательно открыла для себя этот факт. Но признаюсь все его значение сразу не поняла. В это время восприняла его более как историк. Мне было очень интересно, я как историк взахлеб читала дореволюционные кронштадтские газеты. Но осознание величия Иоанна Кронштадтского и его духовное воздействие на меня – это пришло позже ипостепенно.

Прошлое ведь тоже не сразу уходит. Вы верно, как-то сказали, что «комсомольцы не сразу идут в богомольцы». Я очень много работала. Я вообще по профессии инженер-электрик. Заканчивала политех, электро-механический факультет. Потом занимала довольно высокую должность в институте, который занимался ракетостроением. Была главным метрологом. Занималась ракетостроением. В общем, мне в моей жизни особенно некогда было задумываться на посторонние темы. Но все это пришло через Иоанна Кронштадтского».

- А когда вы приняли крещение?

«Так получилось, что мы с сестрой Светланой Игоревной не знали, были ли мы крещены в детстве или нет, и нас крестили в Иоанновском монастыре. Тогда только начали восстанавливать этот монастырь, но мы уже знали, что имеем отношение к Иоанну Кронштадтскому и являемся родственниками Елизаветы Константиновны. Тогда мы встретились в монастыре с матушкой игуменией Георгией. Она нас приняла очень хорошо, прекрасно с нами поговорила, благословила собирать материалы по Иоанну Кронштадтскому. К этому времени, я как раз начала поднимать архивные материалы, а сестра разбирать свой домашний архив. И она нас благословила на крещение в монастыре. Крестил нас священник отец Михаил. Вот так мы покрестились на мощах Иоанна Кронштадтского».

Я спросил Галину Николаевну, чувствуете ли она личную связь с отцом Иоанном Кронштадтским? Она рассказала удивительную и чудесную историю в прямомсмыле этого слова.

«А меня Батюшка Иоанн все-таки единожды посетил…

У меня дома растет лимонное дерево, большое дерево, оно живет у нас уже давно — лет 15 или 20, причем оно плодоносит. По весне оно цветет и от него идет такой аромат по квартире. Много конечно плодов не бывает, максимально было один раз десять лимонов. Совершенно замечательное дерево, мы его в семье все очень любим, все так трепетно к нему относимся как живому существу. И вдруг в один прекрасный момент стали опадать на лимоне листья. Я так переживала, как будто теряешь близкого человека. Буквально, до слез дело доходило. Я даже прослезилась. Я не знала, что мне делать? Сильно расстроилась. Я слежу за ним, пересаживаю. А тут, какие цветы, ели листья опадают. Холим, любим, лелеем. Поливаем, подкармливаем.

И тут как-то вечером я очень расстроилась и заснула. У меня есть свойство смолоду: могу заснуть в любой момент на пол часика. И я заснула. И вижу, что я стою у этого лимона спиной к двери и думаю, что же мне с этим лимоном делать, кого просить помочь? И вдруг я слышу сзади голос: «Ты не расстраивайся. Все будет хорошо. Твой лимон оживет». Я поворачиваюсь и вижу Иоанна Кронштадтского. Вот это было единственный раз, когда у меня было такое видение. Причем я видела его настолько ясно, настолько четко, так что я могу совершенно точно рассказать, как он выглядел, в чем он был одет: темная ряса с крестом. Он был какой-то очень домашний. Это было совершенно потрясающе. Это ощущение не передать. Я бы очень хотела его еще один раз увидеть. А с лимоном все в порядке. Лимон зацвел и дал плоды. Живет до сих пор. В этом году мы его пересадили, внук пересаживал, мне уже физически не пересадить. Это было лет восемь назад. Я сама убедилась, что бывают такие чудеса. Можно верить-не верить, но когда ты сам увидел и почувствовал, — это невероятно, но очевидно».

Слушая эти рассказы Галины Николаевны, я думал, какая же сила содержится в духовной связи с предками, в духовной памяти! Иоанн Кронштадтский помнит о своих родственниках, напоминает им о себе. И как это преображает их жизнь! «Это мне помогает жить» — сказала Галина Николаевна, которой уже за 80 лет.

Конечно, случай Галины Николаевны – уникальный. Нам не дано быть прямыми родственниками Иоанна Кронштадтского. Но ведь все мы его духовные чада. Всем нам нужно вспомнить о наших великих святых предках, о том, что все мы – наследники Святой Руси.

См.: Дневник протоиерея Геннадия Беловолова  

http://otets-gennadiy.livejournal.com/64793.html

http://fotki.yandex.ru/users/galina551/album/134077/?p=1

================================================================

 

Елизавета Сергиева (4/17 мая 1829 — 22 мая/4 июня 1909) — дочь протоиерея кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого —

супруга св. прав. Иоанна Кронштадтского

 

Матушка Елизавета Константиновна пережила своего супруга всего лишь на пять месяцев и последние месяцы провела в глубокой молитве, носила подрясник отца Иоанна и каждый день причащалась. Она была погребена у Андреевского собора в Кронштадте, где предполагали похоронить самого отца Иоанна Кронштадтского. К сожалению, при взрыве собора могила была тоже уничтожена и до сих пор ещё не обретена.

Елизавета Константиновна родилась 4 мая 1829 года, в городе Гдове, где отец ее, протоиерей Константин Несвицкий, служил в городском соборе и был благочинным церквей Гдовского уезда. Переведенный в Кронштадт ключарем Андреевского собора, он, по слабости здоровья, не мог долго занимать это место и в 1855 году передал его священнику Иоанну Сергиеву, женившемуся на дочери его.

«Как отец Иоанн никогда не жил личною жизнью, отдавая себя на служение человечеству, так и Елизавета Константиновна никогда не жила для себя, только круг ее деятельности складывался уже, ограничивался служением родным и близким; их радостями она радовалась, их скорбями скорбела», – вспоминала о ней ее племянница Р. Г. Шемякина.

«Я помню ее, когда ей было лет сорок пять. Очень подвижная, с добрым, благообразным лицом, вечная хлопотунья, она любила всех обласкать, пригреть и накормить; как сейчас смотрю на нее, подвязанную белым передником, в кухне, делающую сладкий пирог; любила она сама постряпать, сама купить провизию, сама за всем присмотреть, чтобы все было чисто и вкусно. Сколько раз, помню, дядя, отведывая любимый яблочный пирог, приговаривал: «Мастерица ты у меня стряпать пироги». Приветливая, всегда ровная, ласковая, Елизавета Константиновна любила, когда кто из знакомых навещал ее; тогда она прямо закармливала гостя или гостью, а дядя, видя ее гостеприимство и искренность, не один раз говорил, указывая на хлопотливую хозяйку: «Настоящая она матушка», – писала Шемякина. – К своему великому супругу-молитвеннику тетя, как только я себя помню, всегда относилась с благоговейной любовью и почтительностью. Когда он, усталый, приезжал домой с треб или из храма Божиего, она торопилась снять с него сапоги, помочь разуться и заботливо укрывала его, укладывая отдохнуть в постель. Тогда мертвая тишина водворялась в квартире: так ревниво оберегала тетя кратковременный отдых труженика-пастыря. (…)

Глубоко верующая и религиозная, матушка только и надеялась на милосердие Божие и всем сердцем стремилась к спасению душевному (…) Нельзя не остановиться с удивлением на двух ее отличительных чертах: крайнем смирении и кротости; в этих двух высочайших добродетелях христианских выказалось все величие ее души. Ни на кого тетя не сердилась, ни на кого не имела злобы. Если кто и огорчал ее, делал ей неприятное, она безропотно сносила и от души прощала всем. (…) Никогда не позволяла себе тетя входить в дела великого пастыря и молитвенника, никогда она не старалась выдвинуться и стать наряду с ним; оставаясь постоянно в тени, она сияла отблеском его славы, она светилась отражением высоких христианских его добродетелей».

См.: http://swirelka.ya.ru/replies.xml?item_no=9525

 

 

 

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog