О ХОРЕ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Автор: Кузнецова Нелли Ивановна
27 февраля 2011
Хор Казанского кафедрального собора. Стоят слева направо: 1-й ряд – Вагина Н. П., Семенкова Д. В., Лейбова Д. А., Румянцева С. С., Радченко Л. В., главный регент Возная С. А., пом. регента Янковский О. Ю., Черноусова М. А., Раковская А. Ю., Фиревич Е. А., Кузнецова Н. И., Франко Н. А.; за первым рядом – Семенков Е. В., Молодчинин А. В., Комлев А. В., Дмитриев С. В., Борисов А. Ю., Пономарев И. В., Заболотская А. Л., Алексеев А. Ю., Фотиева Л. А., Титов В. В., Григорьева И. В., Радченко О. В., Алексеев М. Н., Головизнин А. П., Палкин О. Н., Калинкина О. М., Жаровин К. Н.
В сентябре 2011 года главный храм молитвы православного народа Санкт — Петербурга — Казанский кафедральный собор празднует свой 200-летний юбилей. Храм освящен в 1811 году в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительницы города. Со дня основания собора в нем совершались литургии и молебны в честь важнейших событий столицы Российской империи. Здесь молились, крестились и венчались представители царской фамилии, известные в городе люди — ученые, писатели, композиторы, здесь похоронен великий полководец М.И. Кутузов.
С 1932 по 1992 год храм был закрыт и превращен в музей религии и атеизма. Это были черные годы поругания лучшего Дома молитвы нашей страны, годы забытья нашей истории, годы умалчивания православных традиций русского народа. После вторичного освящения в 1998 году собор очень быстро возрождается и набирает свою молитвенную силу. Как в лучшие свои времена собор открыл свои двери для верующих, страждущих услышать Слово Божие, для паломников со всей страны и зарубежья. Снова возобновились торжественные богослужения во главе с митрополитом Санкт — Петербургским и Ладожским Владимиром. В 1999 и 2002 году Святейший Патриарх Алексий II совершил здесь Божественные литургии. А 7 марта 2010 года провел свое первое богослужение в Казанском соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Началась огромная работа по восстановлению утраченного интерьера, икон. Встала необходимость соответствия кафедральному статусу собора во всех направлениях — во внешнем виде, в особых торжественных службах, нуждающихся в хорошем хоровом сопровождении. И соборный хор справился с этой задачей за очень короткое время своего возрождения. Теперь он является важнейшей составляющей богослужений и духовно усиливает своим пением молитвы прихожан, сохраняя и приумножая лучшие традиции православного хорового пения.
За советские атеистические годы хоровая церковная музыка находилась на грани забвения и только в храмовых стенах теплилась «подпольная» жизнь великих духовных творений. Так получилось, что в руках регентов находилась судьба многих прекрасных произведений русских композиторов. От образованности, таланта и творческой инициативы того или иного руководителя хора зависело, как будет развиваться эта особая ветвь хоровой музыки, ставшей отличительной чертой самобытного российского пения acapella.
Хору Казанского собора повезло — с конца XIXвека вплоть до закрытия храма в советское лихолетье с хором работал талантливый подвижник, регент и композитор Василий Александрович Фатеев (1868-1942 гг.)
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик Н.А.Римского-Корсакова, Фатеев сумел создать хор, ставший достойным украшением торжественных церковных служб. Судя по отзывам в журналах того времени, и благодаря опыту и огромному дарованию руководителя, хор действительно соответствовал статусу главного кафедрального собора города. В хоре Казанского Собора под руководством В. А. Фатеева пели: Ф. И. Шаляпин, народные артисты П. 3. Андреев, н.а. Ершов И. В., солист академической Капеллы П. К. Левандо и многие другие. Известный российский композитор Александр Васильевич Александров (автор гимна страны, «Священной войны») будучи талантливым ребенком из рязанской глубинки был принят Фатеевым в хор Казанского собора, где обучался пению и музыкальной теории, а в дальнейшем стал ведущим солистом. После такой выучки Александров блестяще выдержал экзамен в Петербургскую Придворную певческую Капеллу, а позже в Консерваторию. Такое образование позволило ему работать регентом архиерейского хора в Твери, а также в Храме Христа Спасителя в Москве. Впоследствии (с 1928 г. по 1946 г.) А.Александров руководил ансамблем песни и пляски Российской армии. Перу композитора принадлежат замечательные церковные песнопения, среди них наиболее популярное «Благослови, душе моя, Господа», которое до сих пор исполняет хор Казанского собора.
Клир и хор важнейшего храма столицы со дня его основания в1811 г. подбирались с особой тщательностью. Кроме соборных певчих, в богослужениях участвовали лучшие хоры Санкт-Петербурга. Сохранились свидетельства об отпевании в 1893 году П.И.Чайковского. Три хора провожали великого композитора в вечный путь - соборный, Хор русской оперы и Придворный хор.
В 1920-е годы стены Казанского собора слышали и хоровую Капеллу, и известный хор А. Архангельского. В частности, была совершена торжественная служба по случаю 50-летнего юбилея Архангельского, где известный церковный композитор сам управлял хором.
Как музыкант-профессионал, Фатеев не только бережно сохранял бесценное наследие, пополняя обиход хора исключительно отборным музыкальным материалом — в храме всегда звучали замечательные духовные произведения лучших композиторов ХYIII – XX века (Сарти, Галуппи, Львова, Веделя, Бортнянского, Чайковского, и др.). Сам В. Фатеев, будучи талантливым композитором (им написано более 200 сочинений) также внес немаловажную лепту в духовное благолепие соборных служб. Причем, большинство его музыки написано специально для богослужений в Казанском соборе. Например, в 1911 году он пишет «Милость мира» и еще ряд сочинений, посвященных столетию освящения Казанского собора. Все его произведения наполнены духом этого собора, будь то «Великое славословие» или многочисленные «Величания», созданные практически к каждому церковному празднику.
Масштаб творчества Фатеева еще предстоит открыть музыкальной общественности, так как еще не все сочинения изданы. Но даже то, что звучит сейчас в Казанском соборе, дает представление о величественности и духовной глубине его творчества.
Сегодня хор собора усиленно поддерживает традицию исполнения сочинений Фатеева, человека, без преувеличения положившего свою жизнь во имя процветания Казанского собора и музыки, родившейся в нём.
Хор, который поет сейчас в храме, формировался постепенно. С момента открытия храма для прихожан в 90-е годы проводились отдельные службы во временном алтаре Казанского собора, помещение которого еще принадлежало Музею истории религии. Хор состоял из нескольких певчих. Богослужения проводились не ежедневно, а только когда было удобно музею. На маленьком неустроенном клиросе теснились певчие, которые вынуждены были петь под шум и разговоры туристов, которых зазывали экскурсоводы, едва ли не перекрывая пение хора. К 1996 году состав певчих увеличился до 8-10 человек, регентировал Валерий Начаров. Можно считать, что это было время становления — службы проходили не каждый день, репертуар был еще случайный, наблюдалась текучесть певческого состава.
В 1998 году в Казанский собор был приглашен опытный регент (с 30-летним стажем работы) Цыганков Александр Александрович. До этого он работал в Князь-Владимирском соборе, где за многие годы отлично наладил работу хора и церковный репертуар. Его регентский талант уже тогда был отмечен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ставшим впоследствии патриархом Московским и всея Руси Алексием II), из рук которого А.Цыганков получил медаль преп. Сергия Радонежского. Получив приглашение настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова, А. Цыганков, не задумываясь, откликнулся на его призыв прийти в разоренный, малоблагоустроенный собор и начать свою работу практически с нуля. Глубокое доверие и уважение к своим наставникам — отцу Павлу и протодиакону Василию (Маркову), с которыми Цыганков бок о бок прослужил около двадцати лет, дало ему силы на склоне лет снова отдаться совместной работе по восстановлению поруганной святыни — Казанского собора и его хора. Сначала очень резко ощущалась нехватка нот и богослужебных книг, и приходилось проводить огромную работу по составлению и систематизированию стихирных сборников, комплектованию нотной библиотеки лучшими сочинениями православных композиторов, а также много времени уделять печати и тиражированию нотного материала. Очень тщательно Александр Александрович подбирал репертуар, очищая его от всего наносного и примитивного (доставшегося в наследство от малоквалифицированных клиросных хориков). Сама архитектура храма, его центральное (кафедральное) предназначение, роскошное внутреннее убранство диктовали, по мнению Цыганкова, исполнение величественных сложных песнопений, которые ранее были не «по зубам» даже «продвинутым» коллективам. Стали доступны крупные формы — Литургия и Всенощная П.Чайковского, П. Чеснокова, С.Рахманинова, Ипполитова-Иванова. Зазвучали прекрасные запричастные концерты Д.Бортнянского, А.Архангельского, А.Гречанинова. Разнообразие песнопений позволяли хору не повторяться как минимум 8 недель.
С благословения Настоятеля собора отца Павла Главный регент приступил к отбору постоянных певчих — музыкально образованных, с хорошими голосами и знанием церковно-певческого Устава. Довольно быстро, благодаря настойчивому постижению великих хоровых творений русских классиков, хор превратился в самостоятельную творческую команду, способную на высоком уровне обеспечить самые главные архиерейские службы города. В связи с этим именно здесь, в Казанском соборе впервые начали проходить Рождественские и Пасхальные богослужения с их прямой трансляцией по центральным телевизионным каналам. Впоследствии это нововведение по настоянию верующих стало ежегодной традицией.
В мае 2003 года радиостанция BBC демонстрировала в Лондоне Пасхальную службу в исполнении хора Казанского собора, после чего на веб-сайт радиостанции пришло необыкновенно много благодарных отзывов европейских слушателей. По просьбам слушателей программа была повторена по всем радиостанциям Европы. В 2004 году выпущен компакт-диск с записью пасхальных песнопений хора Казанского собора под управлением А. Цыганкова.
К сожалению, болезнь заставила Александра Александровича оставить службу в соборе, но хор, клир и благодарные прихожане помнят и ценят его большой вклад в музыкальное благоукрашение храма. Можно отметить его порядочность по отношению к своим преемникам: преодолевая болезнь, он провел еще один годовой круг богослужений, чтобы передать им свой опыт и знания. Кроме того, А. Цыганков подарил хору свою богатейшую нотную библиотеку, насчитывающую не одну сотню великолепных православных творений.
С 2004 года во главе хора встала Софья Анатольевна Возная, выпускница Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусства. Работая до этого помощником главного регента, имея опыт певчей и будучи солисткой хора, Софья Анатольевна изнутри постигала науку руководства хором и очень быстро и органично влилась в коллектив в новом качестве главного регента. Несмотря на молодость, поражает ее ответственность, твердый характер, умение вести диалог с певчими и требовать от них серьезного отношения к служебным обязанностям. Ничего не разрушая (как это зачастую делают вновь пришедшие руководители), она тактично и целенаправленно продолжала начатое ее предшественником дело возрождения хорового духовного пения в главном храме города.
Удивляет неимоверная работоспособность Софии Анатольевны Возной — ей с легкостью удаются воскресные службы и спевки к ним, архиерейские праздники проводятся без «сколов» и с продуманными соло (в том числе и собственными), при этом она всегда подает пример дисциплинированности — к службе приходит заранее, всегда с подготовленным репертуаром, с хорошим знанием церковного Устава, виртуозно распределяет работу певчих на будничных службах, учитывая их занятость на главной своей работе. Её не женская, удивительная стойкость и выносливость в проведении ночных праздничных митрополичьих богослужений с телевизионной трансляцией на всю страну (требующих огромного напряжения) выше всяких восхищений.
Софья Анатольевна чутко отзывается на ход службы и требования священников. При этом она учитывает акустическую особенность центральных хоров. Это помещение расположено довольно высоко (на уровне современного 3-4 этажа), оно узкое и вытянуто в ширину, из-за этого певчие рассредоточены далеко друг от друга. Это создает дополнительные сложности в достижении звукового баланса. Софья Возная успешно с этим справляется благодаря грамотной расстановке высоких и низких голосов, убирая, где необходимо, крайние регистры. Такая расстановка особенно актуальна при телевизионной трансляции на один микрофон, который, как правило, «ловит» отдельные высокие обертоны, опуская средние.
Музыкальная гибкость и тонкое чутьё Софьи Анатольевны по отношению к молитвам ведущего священника ощутимы не просто в хоровых ответах «быстро-медленно» или «громко-тихо», но и в соответствующем подборе ектений и других песнопений, своевременных сольных включениях или переключениях регистров (мужской-женский ансамбль).
Следует отметить, что в хоре царит дружеская доброжелательная атмосфера, что немаловажно при совместной работе. От этого зависит и творческая слаженность коллектива. Думается, что это в большой степени заслуга Софьи Анатольевны Возной. И серебряная медаль Св. Первоверховного Апостола Петра, врученная митрополитом Владимиром — достойная награда ее трудам на благо церкви.
Доброго слова достоин и помощник главного регента — выпускник Санкт-Петербургской консерватории Олег Янковский. Имея хорошую образовательную базу, О. Янковский в случае занятости главы хора всегда готов встать на дирижерский подиум и обеспечить необходимое музыкальное сопровождение для богослужения.
Олег Янковский регентирует творчески, всегда находит интересные произведения в разных стилях — это может быть болгарское или грузинское песнопение, или однородный мужской хор со знаменным распевом. На его службах всегда присутствует стремление преодолеть «замыленный» репертуарный застой.
Качественно проводят будничные службы и выпускницы Регентских классов Духовной Академии Светлана Румянцева и Ольга Калинкина. Для них характерно хорошее знание церковного Устава и высокая ответственность (сказывается воспитание в стенах высшего духовного заведения), к тому же они владеют всеми необходимыми музыкальными навыками, дающими возможность руководить певческим ансамблем.
Из обслуживающего персонала высокой оценки заслуживают библиотекарь Лидия Алексеевна Фотиева и ее помощница — певчая Трифонова Мария. Они бдительно следят за порядком в нотном царстве, мобильно раздают певчим ноты, ведут поиски новой музыки и пополняют репертуар интересными песнопениями.
В настоящее время хор собора насчитывает 40 высококвалифицированных певцов и отличается своей стабильностью и профессиональностью. Все певчие имеют высшее музыкальное образование (а многие – два), как правило – это дирижеры-хоровики и вокалисты. Многие из них работают в Капелле, театрах, Консерватории. Практически каждый певец способен обеспечить любое сольное исполнение.
В хоре участвует известный в городе певец В.П. Пасюков. Его уникальный бас заставляет по-особому резонировать весь хор, насыщая его звучание низкими базовыми обертонами. Благодаря Владимиру Пасюкову в репертуаре хора присутствует знаменитое произведение П. Чеснокова для баса-профундо «Не отвержи мене во время старости».
Когда в храме звучит «Да исправится молитва моя» или «Совет превечный» П.Чеснокова, богослужебные молитвы наполняются особой сердечностью от проникновенного голоса Дарьи Лейбовой — заслуженной артистки России. Когда поет Лейбова, ее альтовые соло завораживают даже певчих.
Нельзя не вспомнить труд солистов Капеллы — Ларисы и Олега Радченко. Сильный полетный голос Ларисы и мягкий обволакивающий баритон Олега украшают многие сложные произведения русских классиков.
Несомненно, важный вклад в музыкальное оформление богослужений вносит семья Семенковых. Мама — Ирина, отец — Вадим, сын — Егор, дочь — Дарья. Все — выпускники консерватории. Любое теноровое соло Вадима и Егора — образец вокального мастерства. Ирине и Дарье благодаря тонкому слуху и чистоте интонации особенно хорошо удается исполнение дуэтов (например, «Пюхтицкое Трисвятое», Херувимские И.Ишина, Н.Ткаченко, «Елицы» Н.Кузнецовой). Высокое сопрано Дарьи очень эффектно звучит в дни Пасхи («Ангел вопияше» П.Чеснокова, «Христос воскресе» П. Гребенщикова). Достойно пополнил семейный квартет и муж Дарьи — Молодчинин Андрей — солист Капеллы.
Надо отметить, что капеллане (С.Дмитриев, М.Баранов, А.Комлев, Е.Семенков, Ю.Белов, А.Молодчинин, С.Бердышев) — это «ударная» и ведущая часть хора, их профессиональный подход, несомненно, ощутим в интерпретации крупных хоровых форм.
Певчий Сергей Бердышев дополнительно несет важное послушание, он работает с Хором любителей, обучая их церковному Уставу, разучивает с ними песнопения и совместно с молодым помощником Павлом Цыганковым проводит службы на ранних литургиях. Хор любителей ведет активную деятельность и вне храма, участвуя в различных фестивалях и концертах, и уже приобрел известность в хоровых самодеятельных кругах.
В тесных рамках статьи затруднительно перечислить достоинства каждого певчего. Но все они занимают свою законную нишу в рядах архиерейского соборного хора, все заслуживают благодарность за прекрасный труд во имя Божие.
Состав певчих хора в настоящее время такой – партия сопрано: Черноусова Марина, Гергель Мария, Григорьева Ирина, Франко Надежда, Кузнецова Нелли, Радченко Лариса, Семенкова Дарья, Румянцева Светлана, Трифонова Мария, Казанская Александра; партия альтов: Заболотская Анастасия, Фиревич Елена, Раковская Анна, Вагина Наталья, Пустовойт Наталья, Лейбова Дарья, Семенкова Ирина, Калинкина Ольга; партия теноров: Алексеев Александр, Семенков Вадим, Дмитриев Станислав, Борисов Алексей, Пономарев Иван, Молодчинин Андрей, Семенков Егор, Бердышев Сергей, Меленевский Сергей, Белов Юрий; партия басов: Пасюков Владимир, Алексеев Максим, Головизнин Алексей, Цыганков Павел, Палкин Олег, Титов Виктор, Панков Игорь, Янковский Олег, Баранов Михаил, Жаровин Кирилл, Радченко Олег.
В репертуаре хора Казанского собора прослеживается приверженность петербургскому стилю, очень много исполняется музыки Архангельского, Самсоненко, Рютова, Бортнянского, Давидовского.
Многочисленные причастные концерты Дмитрия Бортнянского виртуозно поются почти на каждый значимый праздник, среди них — №25 «Не умолчим никогда, Богородице» и №28 «Блажен муж». Есть и редко исполняемые в церковных кругах — №19 «Рече Господь» и №2 и №4 «Тебе Бога хвалим».
Среди музыки А.Архангельского можно отметить сложнейший и удивительный по красоте «Блажен разумеваяй» (с солирующим тенором), прозрачный «Милосердия двери» и трагический «На реках Вавилонских». Концерты «Господи, услыши молитву мою» и «Помышляю день страшный», казалось бы, у многих на слуху, но соборным хором исполняется особенно величественно и строго, «по-великопостному».
Как было уже отмечено, в большом почете сочинения Фатеева В.А., написанные именно для Казанского собора с учетом акустических особенностей архитектуры этого замечательного храма.
Хор исполняет и большое количество песнопений композиторов-москвичей -Гречанинова, Чеснокова, Ипполитова-Иванова, Вик.Калинникова, Никольского.
Когда звучат их сочинения, особенно Концерт Гречанинова «Внуши, Боже, молитву мою» и фрагменты из его Литургий (ор.29 и 79) и чесноковский концерт «Заступнице усердная» — храм наполняется особенным благоговейным настроением.
Концерт С. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу» с широким чисто русским мелодическим тематизмом и фрагменты из Литургии и Всенощной с их феноменально богатой хоровой фактурой — несомненно, вершина развития русской церковной музыки. Естественно, что эти произведения занимают одно из центральных мест в репертуаре хора.
Стоит отметить и часто исполняемые сочинения композиторов XVIIIвека Б.Галуппи («Плотию уснув», «Единородный Сыне»), М.Березовского (Не отвержи мене во время старости») и рубежа XVIII-XIX веков — С.Дегтярева и С.Давыдова. Удачными можно назвать интерпретации концертов Веделя, среди которых выделяются «Днесь Владыко твари» и «Покаяния отверзи ми двери».
Существует традиция исполнять Всенощную и Литургию П.Чайковского в день его смерти. Как было ранее отмечено, В 1893 году Чайковского отпевали при большом стечении народа именно в Казанском соборе. И ежегодное исполнение его произведений в день смерти — это особое поминовение и дань глубокого уважения хористов величайшему русскому композитору.
Музыка Русского зарубежья также присутствует в службах, например, Красностовский, Кедровы отец и сын, Шведов, архиепископ Досифей, а также болгары Струмский, Христов. И, наконец, хор часто исполняет произведения современных авторов– архиепископа Ионафана(Елецких), Иванова Л., Андреевой Л., Бернера А., Кузнецовой Н.
Имея обширнейший репертуар, хор Казанского собора пользуется заслуженной репутацией одного из лучших хоров Санкт-Петербурга — его пение отличается художественной стройностью, прекрасным подбором голосов, редким ансамблем.
Хор оказывает помощь и другим вновь открывающимся храмам — с участием певчих Казанского собора проходят регулярные богослужения в Мариинском дворце в Никольской церкви при Законодательном собрании Санкт-Петербурга, в храме Св. Георгия Победоносца при Штабе Ленинградского Военного Округа. Были совершены с участием хора Казанского собора первые службы в храме Спаса-на-крови. Певчих собора можно услышать на ответственных городских молебнах, например, на Пискаревском мемориальном кладбище.
Но главной целью существования хора была и остается богослужебная жизнь прихода. Когда пение объединяет молящихся, будит в них одни и те же мысли и чувства, обращенные к Богу, — хор считает свою миссию выполненной. И самой большой наградой для хора будет искренняя молитва за певчих священнослужителей и прихожан.
Н. Кузнецова