О клиросном любительском хоре Казанского кафедрального собора Автор: Кузнецова Нелли Ивановна, музыковед
27 октября 2011«…В Казанском кафедральном соборе есть любительский хор, который по репертуару и исполнительскому мастерству вполне соответствует профессиональному уровню», — такую высокую оценку этому коллективу дал в 2009 году М. Ващенко, в то время заведующий Регентским отделением Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии и Семинарии, главный регент Князь-Владимирского собора.
А ведь в этом хоре нет профессиональных певцов, и уровень подготовки участников разный: кто-то учился в музыкальной школе, кто-то когда-то пел в детском хоре, а кто-то вообще не имел никакого опыта, но обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. Хористы имеют разные профессии и принадлежат разным поколениям. Но есть нечто, объединяющее и сплачивающее их всех – это энтузиазм, преданность хоровому пению не меньше, чем своей работе по основной специальности.
Клиросный любительский хор Казанского кафедрального собора был создан в конце 1999 года по благословению настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова, поддержавшего горячее желание прихожан участвовать в богослужениях храма, недавно восставшего из «руин» советского забытья.
С восстановлением собора рос и утверждался этот молодой коллектив. С большим трудом преодолевались репетиционные сложности, наряду с изучением церковно-певческого устава надо было постоянно присутствовать на богослужениях, а на спевках мучительно преодолевать различия самостоятельных тембров, чтобы хор, как говорится, «спелся», чтобы общий звук всех голосов приобрел характер единого певческого организма.
Единодушие и готовность к церковно-певческому послушанию сломили все преграды, и очень скоро, 2 января 2000 года, состоялось первое богослужение с участием хора любителей. С этого момента любительский хор официально озвучивал все ранние службы. Певцы так характеризовали свое участие в первых службах: «…Лишь теперь мы понимаем, что наше служение в течение первого полугодия было чудом и милостию Божией: мы очень хотели петь в родном соборе, но почти никто не имел музыкального образования и церковного опыта…»
Молодая руководительница хора Анастасия Аргунова, не имея опыта, также постигала премудрости регентского мастерства. Ее страстная, вдохновляющая любовь к церковному пению передалась и певчим, и уже никакие риски и ошибки не могли остановить это благое дело. Первое время любителям помогал регент профессионального хора Цыганков Александр Александрович, он пел партию баса (басов тогда еще не было) и, в случае необходимости, дирижировал пением. Позже он счел необходимым пригласить для работы с коллективом профессионального музыканта (солиста Академической Певческой Капеллы и певчего Большого хора) – Бердышева Сергея Вячеславовича.
Выпускник Ленинградской консерватории, Сергей Вячеславович, имея богатый музыкально-педагогический опыт, энергично взялся за сложное дело обучения малоподготовленных певцов основам профессионального пения. Благодаря его терпеливой настойчивости, требовательному отношению к богослужебным текстам и их чуткому музыкальному оформлению, тщательному отбору музыкального материала, большой репетиционной работе, хор сформировался в самостоятельный организм, стремящийся к стройному и осмысленному пению.
У Сергея Бердышева есть надёжные помощники: второй регент любительского хора Павел Цыганков, помощник регента Марина Гусарова, уставщица Галина Галагаева. Работа хора настроена как часы, в вечернее время – в будни, а иногда и в выходные дни, эти люди собираются на репетиции. Покоряет установленная дисциплина, большая ответственность на фоне огромного увлечения богоугодным делом. Хор не довольствуется полученными начальными навыками и не останавливается на достигнутом. Год за годом качество исполнения богослужебного пения растет.
Репертуар стал пополняться профессиональной музыкой (А. Архангельский, Д. Бортнянский, П. Чесноков, П. Чайковский, М. Ипполитов-Иванов), что позволило хору последние несколько лет участвовать в Сретенских фестивалях духовной и народной музыки и Рождественском фестивале «Святки». Их выступление неоднократно отмечались дипломами и грамотами.
Участники хора занимаются своим любимым делом не ради славы или денег. В их творческой деятельности присутствует то главное, без чего прекратилось бы существование искусства: простая, бескорыстная любовь к музыке, чистое восхищение ее красотой и преданное служение этой красоте. Хор достиг того уровня, когда в нем удачно сочетается идея богослужебногопения «единеми устами и единем сердцем» и глубокая выразительность.
Сами певцы говорят так: «…Мы не отделяем себя от других прихожан, стоящих на службе. Среди них есть будущие наши участники. И мы верим, что со временем Божественную литургию будет петь весь храм!...»
Н. Кузнецова, музыковед.
См.: Сайт Казанского кафедрального собора. Газета "Казанский собор" , 2011, №10, стр.9. http://kazansky-spb.ru/gazeta/2011_10_high_MD_opt.pdf