КОМПОЗИТОР ВАСИЛИЙ ФАТЕЕВ – РЕГЕНТ КАЗАНСКОГО СОБОРА Автор: Кузнецова Нелли, музыковед

28 октября 2011

«Музыка есть одно из самых совершенных творений человеческого гения, выдающаяся вершина людской цивилизации. И потому нравственный долг культурного человека состоит в том, чтобы донести до слуха современников творения, ушедших  в вечность духовных композиторов, вплетая  таким образом новый цветок в венок благодарной о них памяти.» Архиепископ Ионафан (Елецких)

Высоким достижением в развитии русской духовной музыки рубежа XIX-XXвеков являются произведения композитора и регента Казанского собора Санкт-Петербурга Василия Александровича Фатеева (1868-1942). Незаслуженно забытое в годы атеистического запрета, в настоящее время  его творчество новым светом, войдя  в золотой фонд православной церковной музыки. Теперь сочинения  Василия Фатеева исполняются как церковными, так и концертными коллективами наряду с лучшими жемчужинами русской хоровой музыки.

О жизни Василия Александровича Фатеева  сохранились отрывочные сведения. Родился Фатеев 11 декабря 1868 года в Киеве. Окончил Киевское Духовное Училище. Известно, что его отец — Александр Семенович Фатеев, будучи главным регентом Казанского собора в Санкт-Петербурге держалчастный пансионат для одаренных детей, многие из которых впоследствии выбрали своей специальностью музыку. Например, после пребывания в его пансионате  композитор П.Иванов-Радкевич именно в этой музыкальной сфере достиг наивысших творческих результатов. Его сочинения (под именем П.Иванов) до сих пор исполняются во многих храмах.

Получив из рук отца руководство хором Казанского собора, Василий Фатеев в течение 30-ти лет (с конца XIXвека вплоть до закрытия храма  в советское лихолетие) работал с певческим коллективом этого замечательного духовного центра. Там же он  опекал школу малолетних певчих.

Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик Н.А.Римского-Корсакова, Фатеев сумел создать  хор, ставший достойным украшением торжественных церковных служб.  Судя по отзывам в журналах того времени, и благодаря опыту и огромному дарованию руководителя, хор действительно соответствовал статусу главного кафедрального собора города.  В хоре Казанского Собора под руководством В. А. Фатеева пели: Ф. И. Шаляпин, народные артисты  П. 3. Андреев, н.а. Ершов И. В., солист академической Капеллы П. К. Левандо и многие другие. Известный российский композитор Александр Васильевич Александров (автор гимна страны, «Священной войны»), будучи талантливым ребенком из рязанской глубинки, был принят Фатеевым в хор Казанского собора, где обучался пению и музыкальной теории, стал ведущим солистом, а впоследствии даже работал регентом в Твери, а также в Храме Христа Спасителя в Москве. Им написаны замечательные церковные  песнопения, среди них наиболее популярное «Благослови, душе моя, Господа», которое до сих пор исполняет хор Казанского собора.

Хор важнейшего храма Санкт-Петербурга подбирался Фатеевым с особой тщательностью. Кроме соборных певчих, он приглашал участвовать в богослужениях лучшие хоры города. Сохранились свидетельства об отпевании в 1893 году П.И.Чайковского. Три хора провожали великого композитора в вечный путь -  соборный,  Хор русской оперы и Придворный хор.

В 1920-е годы  стены Казанского собора слышали и хоровую Капеллу,  и известный хор А. Архангельского, существовавший с 1880 г. по 1935 год. В октябре 1921 г. в Петрограде при поддержке Василия АлександровичаФатеева, в частности, была совершена торжественная служба по случаю 50-летнего юбилея  музыкальной деятельности   Александра Андреевича Архангельского (1846-1924), где известный 75-летний церковный композитор  сам управлял хором.

После закрытия Казанскогособора в 1932 годуВасилий Александрович Фатеев долго работал преподавателем пения, при этом не прекращал сочинять музыку для церкви, практически, без надежды на то, чтобы услышать свои хоровые опусы вживую. Чтобы прокормить семью, уезжал на заработки в Новокузнецк.Выйдя на пенсию, бывший регент вернулся в Ленинград, где и умер от голода в блокаду 1942 года.

Василий Александрович Фатеев написал более 300 духовно-хоровых сочинений, частично изданных до революции в нотном издательстве Юргенсона. Однако большая их часть хранится в рукописях,  в том числе и  его неизданные духовно-хоровые концерты, написанные на стихи псалмов (*). Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких), ещё будучи в 1976-1986 гг. регентом хора Ленинградских духовных школ, занимавшийся изучением фатеевского наследия, писал: «Именно духовно-хоровые опусы В.А. Фатеева -  наиболее значительны в его творчестве. В них заключены и историческое свидетельство и философия поколений и завещание новым поколениям...». Композитор «…избранными стихами библейских псалмов и пассионарной музыкой выразил всю боль современников за свою поруганную Родину, за некогда Православное Отечество, за тяготы и муки святых царственных Страстотерпцев и других святых страдальцев Церкви. "Вскую шаташася языцы и людие поучашася тщетным? Воссташа царие земстии и князи людстии на Господа и на Христа Его, пролияша кровь их яко воду. Расторгнем узы их и отвергнем иго их!", — стонет и призывает музыка в одноименном творении композитора, которое смело можно назвать хоровой симфонией…».

Многие хоровые миниатюры, такие как «Херувимские»,«Хвалите имя Господне», «Милость мира» (их сохранилось шестнадцать), «Достойно есть», «Свете тихий»,  Великопостные и Пасхальные песнопения и другие сочинения композитора, прочно вошли в богослужебную практику  многих церковных хоров Санкт-Петербурга.

В период службы в Казанском соборе, будучи музыкантом-профессионалом, Фатеев не только бережно сохра­нял бесценное наследие, но и пополнял обиход хора, причем, исключительно отбор­ным музыкальным материалом — в храме всегда звучали замечатель­ные духовные произведения луч­ших композиторов XVIII — XX вв. (Сарти, Галуппи, Львова, Веделя, Бортнянского, Чайковского и др.). Сам В.А. Фатеев, как талантливый  композитор, также внес немало­важную лепту в духовное благолепие соборных служб. Причем большая часть его музыки написана специ­ально для богослужений в Казан­ском соборе. Например, в 1911 году он пишет «Милость мира», «Верую» и еще ряд сочинений, посвященных столетию освящения Казанскогособора.  Все его произведения  наполнены духом этого собора, будь то «Великое славословие» или  многочисленные «Величания», созданные практически к каждому церковному празднику.

Масштаб творчества Фатеева еще предстоит открыть музыкальной общественности, так как еще не все сочинения изданы. Но даже то, что звучит сейчас в соборе дает представление о величественности и духовной глубине его творчества.

Сегодня хор собора усиленно поддерживает традицию исполнения сочинений Фатеева, человека, без преувеличения положившего свою жизнь во имя процветания Казанского собора и музыки, родившейся в нём.

                                                                                                                                             Н.Кузнецова, музыковед

(*) В библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии хранятся 6 рукописных сборников Фатеева — десятки произведений в каждом, сотни страниц партитуры. Это бесценные сокровища, которые просто необходимо издать. Написаны они с 1903 по 1939 годы. Первые два сборника включают большие концерты, написанные на стихи псалмов. http://blagovestchoir.narod.ru/stuff/fateev_paper.html

 

См.: Сайт Казанского кафедрального собора. Газета "Казанский собор" , 2011, №10, стр.9.    http://kazansky-spb.ru/gazeta/2011_10_high_MD_opt.pdf

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog