ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ УРАЛА (автор Наталья Феофанова)

18 июля 2015

Урал – место уникальное. Урал место встречи Европы и Азии; Руси и Сибири; христианства, мусульманства и язычества; славян, тюрков и финно-угров. Урал – это сокровищница разнообразных полезных ископаемых – из 55 важнейших полезных ископаемых, разрабатываемых в России, на Урале представлено 48: от меди, угля, нефти, калийных солей до золота и «самоцветов» — драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Урал – это уникальная природа, множество рек, озер, пещер. Урал – это страшные лагеря, зоны, родина Красного террора.

Урал – это Великие святые — Симеон Верхотурский, Стефан Пермский, Трифон Вятский.    В такое удивительное место отправилась по благословению настоятеля Казанского кафедрального собора прот. Павла Красноцветова группа паломников в сопровождении иерея Алексия Дорофеева.

Север Пермского края

Пермская губерния, располагавшаяся с 1780 по 1919 годы по обоим склонам Уральских гор, включала в себя Пермскую и Екатеринбургскую области. Север Пермского края – это множество маленьких деревень, небольших сел и большая история нашей страны. В 1601 году боярин Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича был сослан в Ныроб и подвергся мученической смерти.

ПЫ́СКОР — село в Усольском районе Пермского края, на правом берегу р.Камы, в 15 км севернее Усолья (устье реки Пыскорки).  Возник в 1558 году как первый городок Строгановых на Урале. Строгановы — выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Аника Строганов, человек набожный, решил в 1560 году основать на месте первого городка настоящий монастырь и пожаловал новой обители близлежащие земли. Вскоре выяснилось, что это место для городка не столь удобно, как показалось сначала – соляные выходы находились ниже по течению Камы, и Пыскор не мог их защитить. Строгановы начинают строить новый городок – Орел и передают Пыскорский городок монастырю целиком. Но судьба у монастыря оказалась непростой – он несколько раз переносился в разные места. В 1755 перенос монастыря вверх по Каме на реку Лысьва, в 1775 с реки Лысьва в Соликамск, в 1781 – в Пермь. При переезде из Пыскора все строения монастыря, кроме Никольской церкви, по приказу архимандрита Иуста были разобраны, строительство и разборка старых сооружений требовали огромных денежных затрат, которые разорили монастырь. Имя Иуста долгое время сохранялось в народе: «Архимандрит Иуст сделал монастырь пуст». Монастырь пытаются возродить – в 2006 году создан скит Пермского Богоявленского мужского монастыря. Дивное место на высоком берегу Камы с красивым видом на реку и окрестности.

Крест, установленный на Пыскорской горе в память того, что именно здесь в 1567 году был пострижен в монахи преподобный Трифон Вятский.

Поселок ОРЕЛ– «преемник»Орла-городкав котором преподобный Трифон Вятский начал свой духовный путь по Пермскому краю, он целый год прожил на церковной паперти, своими молитвами исцелил больного сына Якова Строганова – Максима, и ушел в Пыскорский монастырь.В начале XVIIвека русло реки Камы сместилось, и Орел-городок был подтоплен, начался массовый перенос строений на место современного поселка Орел на правый берег Камы.

В поселке находится Храм Похвалы Богородицы, который был построен к 1735 году, перестроен в конце 30-х годов XVIII века. Интерьер имеет очень редкую планировку – алтарь зимнего придела выходит в летний храм. Иконостас весьма красив и примечателен: многоярусный, со всеми чинами, украшен великолепной деревянной резьбой и скульптурой. Образа подарены Строгановыми. Церковь неоднократно фигурировала в книгах русских писателей-путешественников: П.И.Мельникова-Печерского, Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.И.Немировича-Данченко и др.

В конце ноября 2011 года в Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М.Горького и в Усольском муниципальном районе прошла презентация книги «От избытка сердца говорят уста. Рукопись XVII века. СТАТИР и ее автор». Автор — священник 17 века отец Потап (Игольнишников), служил у Строгановых в храме в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, п. Орёл. Выдающееся произведение древнерусской литературы – книга «Статиръ», созданная в 1683-1684 годах в Орле-городке на Каме, шла к своему изданию 300 лет, т.к. сохранилась в единственной рукописи, которая находится в Московской центральной библиотеке и над которой в своё время трудились Яхонтов (18 век), Алексеев (начало 20 века, за что был репрессирован) и др. Об этом стало известно и в нашем Казанском кафедральном соборе, когда делегация из города Усолья (Пермский край) во главе с Морозовой Ириной Леонидовной, зам. зав. Отделом социального развития администрации Усольского муниципального района, посетила наш собор, широко отметившего в сентябре 2011 года 200-летие со дня его освящения. О встрече и о знакомстве в Казанском соборе делегации из Усолья с духовенством собора и руководителем Детского хора Казанского собора Марией Владимировной Красноцветовой было доложено на Координационном Совете по развитию историко-архитектурного комплекса "Усолье Строгановское", который в то время возглавлял глава Усольского муниципального района Шехматов Геннадий Петрович.  Присутствующие на Совете проявили большую заинтересованность, было высказано предложение о сотрудничестве. В Казанском соборе с благодарностью помнят о приглашении администрации Усольского района летом 2012 года осуществить поездку детей воскресной школы Казанского собора в Усолье, на родину того человека, главным творением которого стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.

УСОЛЬЕ —  родина архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, по проекту которого в Санкт-Петербурге был возведен с 1801 по 1811 гг. Казанский собор.

Усолье, ныне небольшой город, расположенный в Предуралье, в 183 км от Перми, на правом берегу реки Камы (в верховьях Камского водохранилища, напротив города Березники), славящийся своей уникальной архитектурой XVII — XIX веков, возникший в 1606 году благодаря развитию солеваренной промышленности. Долгое время Усолье оставалось главным селением (столицей) Строгановых в Прикамье. Идея создать удивительный каменный ансамбль Усолья принадлежала Григорию Дмитриевичу Строганову (дедушке Григория Строганова, двоюродного брата Натальи Николаевны Гончаровой – Пушкиной – Ланской).  В создании неповторимого архитектурного ансамбля Усолья принимали участие известные русские зодчие – Андрей Воронихин, Семен Тунев, Трофим Тудвасев. В 1724 году был построен дом-терем (палаты) Строгановых в стиле московского барокко и воздвигнута в 1724-1731 годах по случаю получения Строгановыми баронского титула, отличающаяся великолепной освещенностью, монументальная Спасо-Преображенская церковь с колокольней. Как и большинство культовых построек этого периода, храм стоит на высоком подклете, где располагались торговые и складские помещения. В настоящее время этот вновь действующий Спасо-Преображенский пятиглавый собор с одной трехчастной апсидой и обширной папертью, переданный образованному в 1999 году женскому монастырю, постепенно восстанавливается.  

Никольская церковь в Усолье построена в память о победе в Отечественной войне 1812 года, о чем говорит сохранившаяся запись на бронзовой доске в алтаре, церковь заложена в 1813 году, освящена в 1820. Историки считают, что автором проекта был уроженец этих мест известный архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Он родился 17 октября /ст. ст./ 1759 года в Новом Усолье и тут же провел свои ранние детские годы. В метрической книге Спасской церкви села села Новое Усолье, построенной в 1724-1731, но с 1752 года получившей статус собора, записано, что 17 октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Андрей, таким образом, был крещен в новоусольском Спасо-Преображенском соборе, а не в Пыскорском Спасо-Преображенском монастыре, как полагают некоторые исследователи. Этот монастырь находился в 15 км от Усолья, и как раз в это время при архимандрите Иусте Колотском (1754-1762) в 3-й раз переезжал на новое место выше по течению Камы верст на десять, на реку Лысьву.  Известен 26-ти метровой высоты ярусный иконостас из этого монастыря, перевезенный позже в Пермь в Спасо-Преображенский кафедральный собор (ныне там музей). Возможность обучения юного Андрея Воронихина в Пыскорском монастыре в 1772 – 1777 гг., как считают некоторые исследователи, представляется мало вероятным, подвергается сомнению и существование в этой обители иконописной мастерской в это время.

Андрей Воронихин происходил из крепостных единственного сына барона Сергея Григорьевича Строганова Александра Сергеевича Строганова (3.1.1733-27.10.1811) — графа, обер-камергера, члена Государственного совета, сенатора, мецената, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Под покровительством А.С. Строганова Андрей Воронихин начал весной 1772 года свое образование в Москве у Баженова, в Московской школе архитектуры, потом закончил Петербургскую Академию художеств, получил «вольную» и стал ее профессором-преподавателем. Затем он победил в конкурсе на проект Казанского собора, который стал хранилищем чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской и памятником войне 1812 года. А.Воронихин автор проекта Горного института, интерьеров Строгановского дворца в Санкт-Петербурге, дворцово-парковых сооружений в Павловске.

А.Н.Воронихин умер 21 февраля /ст.ст./ 1814 года, погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. На мемориальном кладбище около Никольской церкви в Усолье находится захоронение Ф.А.Волегова — архивариуса Строгановых, автора «Родословной Строгановых» и «Усольской летописи».   

По стопам Андрея Воронихина пошел прапраправнук родного брата Андрея Воронихина Ильи архимандрит Александр (Федоров), ныне профессор Института им. И.Е. Репина Российской академии художеств, заведующий Иконописным отделением Санкт-Петербургской православной духовной академии, с 1991 года настоятель храма Св. вмц. Екатерины в Академии художеств г. Санкт-Петербурга (первого возрожденного в России вузовского храма), с 2001 г. также, по совместительству, настоятель Императорского Петропавловского собора в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (См. статью «250 лет со дня рождения архитектора А. Н. Воронихина» на сайте Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга в электронном варианте газеты «Казанский собор» /2009, №10(46), стр.7/ по ссылке:  http://kazansky-spb.ru/gazeta/2009_10_malii.pdf)

В Усолье находится современный памятникна месте случайного, но теперь исторического приземления 19 марта 1965 года космического корабля «Восход-2» с П.И.Беляевым и А.А.Леоновым на борту, во время полета которого Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос.

ЧЕРДЫНЬ — колыбель русской цивилизации на Урале. В 1462 году последователь Стефана Пермского епископ Иона начал успешно осуществлять крещение чердынцев.  

До присоединения в 1472 году земель Северного Прикамья к Московской Руси Чердынь была столицей «Перми Великой», области, населённая коми, в верховьях Вычегды и Камы. Впервые упоминается в Вычегодско-Вымской летописи в 1451 г. как коми-пермяцое селение. В XV-XVI вв. Чердынь – столица края Великая Пермь, со второй половины XVI в. важный перевалочный пункт, где останавливались на зимовку караваны, двигавшиеся на восток. В 1597 г. здесь была учреждена таможня. В 1613 г. центр воеводства был перенесён в Соликамск. В разные годы в Чердыни отбывали ссылку многие наши соотечественники, среди них секретарь и биограф Л.Н.Толстого Н.Гусев, поэт О.Мандельштам. Ныне Чердынь – небольшой город в Пермском крае (численность населения ок. 5 тыс.), расположенный в 470 км к северу от Перми.

В Чердыни хорошо сохранился архитектурный ансамбль уютного купеческого города конца XIX – начала XX века, что хорошо продемонстрировали нам в краеведческом музее.   

Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь – первый на Урале и в Сибири православный монастырь, основан в 1463 и просуществовал до его первого закрытия в связи с церковной реформой в 1784 году. Возрожден в 1911, уже как женский, снова был закрыт в 1923 после революции. Второе возрождение обители началось в 2003, снова, как мужского. Отдельную страницу истории составляет деятельность монахинь Чердынского монастыря в изгнании и в эмиграции после 1918 года. Игумения Руфина (Ольга Кокорева) дружила с Великой княгиней Елисаветой Федоровной, основала в Харбине Богородице-Владимирскую женскую обитель, переведенную позже в Шанхай, а после прихода к власти китайских коммунистов, в Сан-Франциско (США). Иоанно — Богословский храм прекрасно сохранился, включая внутреннее убранство – храм закрывался ненадолго, и его не успели разграбить.

Знаковыми местом Чердыни является могила 85 защитников Чердыни, погибших 6 января 1547 года в бою с ногайскими татарами у деревни Кондратьева Слобода. На этом месте были воздвигнуты крест и затем часовня. 85 погибших воинов с тех пор почитаются в народе как святые, как защитники и покровители города, как «убиенные родители». Так как погибшие воины не канонизированы для общецерковного поминовения, на иконе, находившейся в каменной часовне, изображены соименные воинам святые.

Могила считается чудотворной, местные жители называют ее «убиенные родители», о упокоении этих 85-ти воинов молятся сестры Богородице-Владимирского монастыря (Чердынского по приемству) в Сан-Франциско.

Интересны и другие достопримечательности Чердыни – Покровская часовня и Чердынский краеведческий музей, в котором находятся подлинные цепи боярина Михаила Никитича Романова, почитаемые, как святыня не только в Пермском крае. В бывшем храме Успения Пресвятой Богородицы находится Музей истории веры с интересными экспозициями, касающимися церкви.

НЫРОБ,  расположенный в 41 км к северу от Чердыни, производит впечатление края земли.

Впечатляет «Часовня над ямой», в которой сидел и принял мученическую смерть, сосланный по указу Бориса Годунова в 1601 году боярин Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Место заточения боярина Романова, почитаемое верующими с XVII века, это своеобразный символ «земли узников».

Никольская церковь возвышается в центре пос. Ныроба (построена в 1704). Стены покрыты белоснежным «каменным кружевом». Необычная красота храма породила множество легенд, одна из которых гласит, что пришли невесть откуда люди, говорящие на непонятном языке, построили храм дивной красоты и ушли, не взяв денег за работу. А другая легенда уверяет, что храм вырос из-под земли за одну ночь. Никольский источник с изумительной водой, по легенде считающейся «живой». В 1613 году на пне в небольшом логу, окруженном вековыми елями, явилась икона Николая Чудотворца, и забил родник. Купцы, проезжающие с товарами по Печерскому тракту, неоднократно увозили икону в Чердынь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась обратно. Тогда для нее в Ныробе построили храм, а над родником – часовню.

СОЛИКАМСК- один из древнейших городов Урала, возникший при соляных промыслах, организованных ок. 1430 года вологодскими купцами, и третий по величине город Пермского края, расположенный от Екатеринбурга в 624 км, от Перми в 200 км. В настоящее время это городс населением ок. 100 тысяч и порт Камского водохранилища, на берегах которого расположены Пермь, Добрянка, Березники, Усолье и многие другие.

 Соликамск занесен в список исторических городов, в нем множество (более 100) культурно-исторических достопримечательностей, в том числе федерального значения. В Соликамске 12 каменных храмов, у каждого из которого своя история и свои особенности.

Собор Воздвижения Креста Господня построен в 1698–1709 годах. Одноэтажный двустолпный храм на подклете, с одной главкой. Некоторые детали внешнего декора храма уникальны и не имеют аналогов в средневековой русской архитектуре.

Церковь Воскресения Христова начата постройкой на средства прихожан в 1714 году. Один из красивейших храмов города, пятиглавый, с главкой над придельным храмом и столповой колокольней. До революции в храме служил протоиерей Александр Шкляев, убиенный в 1918 году и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников на Поместном Соборе 2000 году.Церковь Спаса Нерукотворного образа — летняя церковь построена в 1689–1691 годах. В этом храме перед революцией служили священник Григорий Гаряев и диакон Александр Ипатов, убиенные в сентябре 1918 года, прославленные Русской Православной Церковью в лике святых мучеников на Поместном Соборе в 2000 году. Пятиглавый одноэтажный двухсветный храм имеет редкую планировку – «алтарь в алтаре».

До конца не устроена судьба соликамской зимней церкви Михаила Архангела, освященной 17 октября 1725 года, в 1930-х годах она была закрыта, а здание было передано в ведомство НКВД. В настоящее время, уже после восстановления в 2013 году заброшенного церковного здания, в нем размещается городской архив и типография.

Аналогична судьба и другого интересного памятника московского архитектурного стиля, памятника федерального значения – каменного трёхпрестольного летнего собора Троицы Живоначальной (построенного по благословению Вятского епископа Ионы на средства жителей города и добавочные средства из казны в 1684–1697)с отдельно стоящей 60-метровай колокольней (заложенной в 1713). Вблизи собора, стоящего на пригорке, расположен ансамбль церковных зданий: отдельно стоящая колокольня, совмещенная с административным зданием (ныне в громадном нижнем 3-х этажном кубическом цоколе колокольни разместился музейный отдел природы), Рождественская церковь с Воскресенским приделом, и внизу, в некотором отдалении, ближе к реке Усолке, стоит Крестовоздвиженский собор. От этого ансамбля на восток в старину уходила «Государева Верхотурская дорога», которая была основной дорогой в Сибирь до тех пор, пока не были найдены более удобные пути, проходящие через Екатеринбург.

В 1940-х годах Троицкий собор Соликамска принял эвакуированные ценности музеев Москвы, Ленинграда, южных городов России. Сокровища Русского музея, акварели Лермонтова, театральные ценности музея Бахрушина и другие ценности, спрятанные в ящики, тщательно закрытые и пронумерованные хранились в храме до конца войны, после чего экспонаты вернулись в свои музеи, а Троицкий собор надолго опустел. С началом больших реставрационных работ в 1964 году, храму постепенно вернулся первозданный облик, но внутреннее убранство собора, к сожалению, восстановить не удалось.  В 1982 году Троицкий собор вновь передали музею, в храме расположились отделы Соликамского краеведческого музея, былиоткрыты новые экспозиции, рассказывающие о прошлом города Соликамска и его храмах.

В церкви Спаса Преображения, построенной в 1683–1692 годах, служил до революции диакон Василий Воскресенский, убиенный в 1918 году и прославленный Русской Православной Церковью в лике мучеников на Соборе в 2000 году.

В церкви Богоявления Господня, построенной в 1695 году, находится знаменитый складень с образом святителя Николая, пожалованный жителям города Иваном Грозным в ответ на их просьбу о помощи против набегов иноплеменных.

Пермь.  В XVII веке территория, на которой сейчас расположена Пермь, принадлежала Строгановым. Давшее начало городу поселение было образовано в 1723 г., а городской статус оно получило из рук самой императрицы Екатерины II около 1780 г. В 1876 году через Пермь прошла первая на Урале железная дорога, в 1916 году был открыт первый на Урале университет. В настоящее время численность населения Перми составляет ок. 1 млн человек. Это крупный порт на Каме и транспортный узел Транссибирской ж/д магистрали, — железной дороги через Евразию, соединяющей Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.

В числе достопримечательностей современной Перми особое место занимает архитектура исторического центра.

Архиерейский комплекс, самый красивый архиерейский комплекс на Урале и один из немногих

 в России. Когда-то здесь располагался кафедральный собор Перми.  Строился комплекс более 100 лет, с 1793 по 1917. Тут стояли дома для священнослужителей, монастырская гостиница, были сад и кладбище, уничтоженное после революции и вместо которого разместили зоопарк. Комплекс до 1931 года занимал целый квартал и включает в себя несколько объектов.

Спасо-Преображенский кафедральный собор. Постройка длилась 30 лет. Закончен в 1832г. Иконостас привезен из Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря, под него построен собор. Иконостас выполнен из кедра в стиле барокко в 60-е годы XVIII века. Высота иконостаса 23 метра. Иоанн Кронштадтский 26 июня 1904 года здесь служил утреню, сам читал канон; посещали собор в разные годы: в.кн. Елисавета Федоровна, Михаил Романов, адмирал Колчак; некоторые считают, хотя, как было уже сказано, это весьма маловероятно, что перед перед этим иконостасом, находившимся ранее в Пыскорском Спасо-Преображенском монастыре, крестили зодчего Андрея Воронихина.

После 1931 года в здании собора расположилась Пермская Художественная Галерея. На верхнем этаже представлена постоянная уникальная экспозиция: Пермская храмовая деревянная скульптура («Пермские боги»). Чтобы представить уровень этой коллекции достаточно упомянуть тот факт, что французы  брали её в залог на время пребывания «Джоконды» Леонардо да Винчи в СССР.

Архиерейский дом постороен первым из всего Архиерейского  комплекса. Здесь в 1918 арестовали архиепископа Андроника (Никольского), отсюда он отправился на свою Пермскую Голгофу.

На месте архиерейского сада и архиерейского кладбища с 1931 по настоящее время находится зоосад. Существуют пермская легенда о том, что один из пермских архиереев когда-то в XIX веке сказал, что на «месте моей могилы будут ходить дикие звери». И в общем-то это оказалось пророчеством. На этом кладбище были похоронены и предки С.Дягилева.

Напротив Спасо-Преображенского собора находится здание бывшей Духовной семинарии, построенное в 1831. Здесь учились многие выдающиеся люди Урала: писатели Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, М.А.Осоргин, изобретатель радио А.С.Попов и др.

 Примечательна часовня Св. Стефана Великопермского, заложенная 26 апреля 1882 года в честь 500-летия проповеди Стефана Пермского, освященная в 1887. Высокое первоначально одноэтажное здание часовни, поделенное после революции на два этажа, с просторным залом для внебогослужебных собеседований, было построено в русском национальном стиле по инициативе протоиерея Евгения Алексеевича Попова (автора исторической летописи «Великопермская и Пермская епархия»), который возглавил комитет по строительству. Здесь были организованы «Общество Святого Стефана Пермского к поддержанию чистоты нравов в народе по духу православной церкви» (позднее «Пермское православное церковное братство Святого Стефана») и «Комитет по разбору и призрению нищих», чья активная работа привела к полному исчезновению нищих с улиц Перми, что замечали приезжающие в город.  В 1996 году здание было возвращено церкви. В настоящее время в здании продолжается реставрация, а в ныне действующей часовне установлен фарфоровый иконостас!

В Перми много и других духовных центров, среди них Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. История монастыря началась с создания в 1863 году в деревне Бахаревой женской иноческой общины, именовавшейся Серафимо-Покровским женским общежитием. Немало испытаний и скорбей пришлось претерпеть сестрам в борьбе за право называться монастырем, что произошло лишь через 45 лет в 1908 году. Новую обитель назвали в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь наследника Российского престола Цесаревича Алексея. Государь Николай II дважды присылал благодарственные телеграммы в адрес правящего архиерея по поводу закладки и освящения храма. В ходе строительства монастырского храма и при его благоукрашении был направлен заказ на иконостас в Белогорский монастырь (на краю уральской Белой Горы, в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура; за строгость устава эту обитель некогда называли Уральским Афоном), а мозаичные полотна были выполнены по рисункам Нестерова. Бахаревский женский монастырь был широко известен, до 5 тысяч богомольцев в год посещали обитель, через нее шли ежегодные крестные ходы на Белую Гору. Этот монастырь, закрытый в 1921, был восстановлен на части старой территории в 1998 году как женский скит Троицкого монастыря, затем с 2000 года стал самостоятельным монастырем.

Вновь возрожденным в Перми стал и Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь. В 1790 была освящена монастырская деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, в 1828 освящен каменный храм. Монастырь был закрыт в 1936. Возвращен церкви в полуразрушенном состоянии в 1994. С 1995 действующий мужской монастырь.

Волна большевистских гонений в 1918-1926 гг. на Русскую церковь и на «консервативное» русское общество не обошла и Пермский край. В апреле 1918-го года пермские чекисты начали преследование двух крупных фигур – младшего брата Николая II Михаила Александровича Романова (который, после отречения 3(16) марта 1917 года Государя императора Николая II в его пользу, в силу различных причин не стал Императором Всероссийским — Михаилом II, и который после своего ареста в Гатчине в марте 1918 года был большевиками сослан в Пермь), и архиепископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского), которому на Поместном Соборе Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг. недаром дали прозвище "огнь пылающий".

В ночь с 12 на 13 июня тайно был схвачен и расстрелян Михаил Романов, был арестован 17 июня и через 3 дня садистки убит в ночь с 19 на 20 июня архиепископ Андроник. В конце лета приехала следственная группа из членов Поместного Собора РПЦ, чтобы выяснить судьбу архиепископа Андроника, при отъезде из Перми поезд был остановлен за Камским мостом, всю комиссию вывели и расстреляли. Безнаказанность этих убийств привела к тому, что начался массовый террор в отношении духовенства.

На городском кладбище находятся Всехсвятская церковь и Поклонный крест на месте захоронения графини А.В.Гендриковой, фрейлины Александры Федоровны и гофлектриссы двора Е.А.Шнейдер, добровольно последовавших вслед за царской семьей в Тобольск и Екатеринбург, где они были арестованы, отправлены в Пермь и расстреляны в ночь на 4 сентября 1918. На городском кладбище мы обнаружили мемориал ленинградцам, погибшим в эвакуации. Свыше 100 обессиленных и больных людей так и не смогли вернуться в город на Неве и нашли здесь свой покой. Среди них и актеры Кировского (Мариинского) театра.

Пермский Академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского– один из старейших театров России. Пермский оперный ведет свою официальную хронику с 1870 года, когда состоялась первая премьера – опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 1926 году прошла первая балетная премьера «Жизель» Адольфа Адана. Было возведено каменное здание театра на средства от благотворительных сборов горожан. Большой вклад внес дед великого имперсарио XXвека Сергея Павловича Дягилева – Павел Дмитриевич. В любительских спектаклях принимали участие родители С.П.Дягилева, его дядя и тети, сам он часто посещал спектакли. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 в Пермь были эвакуированы Ленинградский театр оперы и балета (Мариинский) и Ленинградское хореографическое училище им.Вагановой. Наверное, благодаря сохранившимся традициям, всем понравился классический балет «Лебединое озеро», который мы посмотрели.

Память о гениальном импресарио С.П.Дягилеве хранит и Пермская классическая гимназия, в которой с 1883 по 1890 учился С.Дягилев. Здесь есть музейная экспозиция и монумент Эрнста Неизвестного.

Кольцово. В селе Кольцово Пермского района находитсяподворье Пермского Успенского женского монастыря, который в 1873 году был основан в Перми, в 1920 был закрыт и разрушен. Вновь Успенский монастырь был открыт только в 1993 году, в апреле 1995 года Успенскому монастырю было возвращено чудом уцелевшее здание Казанской церкви. Поначалу монастырь, располагая только личными средствами сестер, не мог успешно развиваться. Поэтому в 1994 году монастырю была выделена земля в селе Кольцово, где можно было заняться сельским хозяйством – обрабатывать землю, завести домашний скот. В настоящее время в Свято-Успенской обители подвизается более 60 насельниц. В селе Кольцово имеется старинный Никольский храм, построенный в 1872-1875 гг., в котором находится чудотворная икона св.Николая («пещерного»). Церковь была открыта до ликвидации  прихода большевиками в 1939 году. После восстановления института патриаршества в 1943 («сталинской оттепели»), когда в стране были снова открыты некоторые храмы и монастыри, на Молотовскую (Пермскую) кафедру взошел архиепископ Александр (Толстопятов), проведший в лагерях ГУЛАГа много лет. В 1945 он назначил настоятелем Никольского храма освободившегося из лагеря священника Григория Ахидова. Благодаря личности протоиерея Григория кольцовский приход стал сильным религиозным центром Пермской епархии. Действовал до 1961 года – разгара хрущевских гонений на Православие. Лишь 30 лет спустя, в 1991 году, Никольская церковь вновь ожила – ее восстановили из руин насельницы Пермского Успенского женского монастыря, основав в 1994 году здесь подворье.

Белогорский Свято-Николаевский православно-мессионерский мужской монастырь. Построенный на возвышенном месте монастырь называют Уральским Афоном. Это одна из главных православных достопримечательностей Пермского края и Урала. В память о спасении цесаревича Николая после покушения на него в Японии, на Белой горе в 1891 году был установлен 10-метровый «Царский крест».

Закладка каменного Крестовоздвиженского собора состоялась лишь 24 июня 1902 года. Храм строили в византийском стиле, на протяжении полутора десятилетий. На торжественной церемонии освящения величественного Крестовоздвиженского собора 7-9 июля 1917 года присутствовало 30 тысяч паломников.

Спустя несколько месяцев грянула революция. Новая власть стремилась уничтожить богатый монастырь. 12 августа 1918 года большевики жестоко замучили до полусмерти и утопили в реке Каме архимандрита Варлаама (Коноплёва), причисленного в 2000 году к лику святых Русской православной церкви. Подобную судьбу разделили и очень многие рядовые монахи Белогорского монастыря. В 1923 году Белогорский монастырь был закрыт. Сначала здесь мучили репрессированных и раскулаченных, затем отдали монастырские корпуса дому инвалидов-орденоносцев ВОВ.С 1988 года началось нелегкое восстановление монастыря, который сегодня постепенно восстанавливает свою былую славу.

КУНГУР – старый купеческий город, существенно отличается от большинства населенных пунктов Урала, поскольку возник как торговый город, а не рожден заводом. Основан в середине XVII века, свое название получил по речке Кунгурке. Благодаря выгодному положению на торговых путях в XVIII- XIXвеках город быстро развивался. О былом богатстве города наглядно говорят многочисленные роскошные купеческие дома, сохранившиеся до наших дней. Благодаря этому Кунгур можно назвать настоящим музеем под открытым небом. В XIX веке на Урале были широко известны многие кунгурские купцы, особенно выделялись среди них А.С. Губкин, М.И. Грибушин, А.Г. Кузнецов, успешно занимавшиеся чаеторговлей. В XIX веке Кунгур даже называли чайной столицей России! Кунгур имеет статус исторического города России. Многие здания являются памятниками архитектуры федерального и регионального значения.

Тихвинская церковь была построена на горе над рекой Сылвой на месте упраздненного женского монастыря в 1765 году и перестроена в 1882-84 годы. На здании этой церкви впервые в Кунгуре был применен жучковый орнамент. В то же время в 1880-е годы на средства купца Губкина по проекту архитектора А.Б.Турчевича была построена великолепная трехярусная колокольня готического стиля высотой около 70 метров. С этой колокольни открывается изумительная панорама на город. Главная святыня храма – чудотворная икона Тихвинской Богоматери, которая по преданию спасла Кунгур от захвата пугачевцами.

Никольская церковь – каменная пятиглавая церковь, была построена в 1917 году по проекту архитектора А.Б.Турчевича над могилой знаменитого купца-чаеторговца А.С.Губкина на средства его наследника А.Г.Кузнецова.

Кунгурская ледяная пещера– одна из главных «визитных карточек» региона. Протяженность этого чуда природы очень солидная – 5700 метров, но для посещения туристов оборудовано лишь 1500 метров. На этом маршруте туристам показывают 20 красивых гротов, у каждого из которых свои особенности. В пещере красивые озера с прозрачной водой, имеющие сообщение с рекой Сылвой. Возраст Кунгурской ледяной пещеры 10-12 тысяч лет.

Алапаевск.

20 мая 1918 года в Алапаевск из Екатеринбурга были привезены Великая Княгиня Елизавета Федоровна с сестрами Марфо-Мариинской обители: Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой, Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, служащий Федор Михайлович Ремез и лакей Калин. Позднее прибыл врач Сергея Михайловича, доктор Гельмерсен. В ночь на 18 июля все узники исчезли из Алапаевска, а утром большевики расклеили по городу объявления, что их похитили белогвардейцы. 28 сентября город был взят армией Колчака. Расследование, проведенное судебным следователем Н.А.Соколовым показало, что ночью узников вывезли к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская в 18 км от Алапаевска и сбросили живыми в шахту.

По указанию генерала М.К. Дитерихса 8 – 11 октября 1918 года тела погибших из шахты были подняты на поверхность. 30 августа 1919 года 8 гробов в сопровождении игумена Свято-Алексеевского скита Белогорского монастыря Серафима (Кузнецова) прибыли в Читу, там в глубокой тайне были перевезены в Покровский женский монастырь, где оставались 6 месяцев под полом в келии, в которой жил отец Серафим. При наступлении красных тела Великой Княгини Елизаветы и монахини Варвары Яковлевой перевезли в Харбин, где их встретил епископ Нестор Камчатский (Анисимов). В 1920 гробы прибыли в Пекин в Русскую Духовную Миссию. Благодаря хлопотам сестры Елисаветы Федоровны Виктории (маркизы Милфорд Хейвен) и брата Эрнеста-Людвига и на их средства тела Великой Княгини и Варвары Яковлевой были перевезены о.Серафимом и его помощниками в Иерусалим, где 30 января 1921 года Иерусалимский Патриарх Дамиан (Касатос) в сослужении духовенства совершил панихиду и погребение останков в крипте церкви Марии Магдалины.

В 1991 году около обвалившейся шахты близ Алапаевска установлен поклонный крест, в 1992 построена Елизаветинская часовня, в 1995 начато строительство мужского монастыря во имя Новомучеников Российских, в Алапаевской средней школе находится мемориальная комната Св. праведномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны.

АЛАПАЕВСК. Первое русское поселение в устье речки Алапаихи возникло в 1639 году. В 1704 по указу Петра Iпостроен железоделательный завод, который и дал жизнь Алапаевску. В Алапаевске трудился Игнатий Софонов (1800-1873), который смастерил и поставил на заводе первую в России водяную турбину. Первые русские турбины И.Е. Софонова превосходили заграничные. Рабочая династия Софоновых известна в Алапаевске с 1757 года. Управляющим заводом в то время был Илья Петрович Чайковский – отец великого русского композитора, сам выдающийся горный инженер, ученый, впоследствии директор Петербургского технологического института.

В день нашего пребывания в Алапаевске весь мир отмечал 175–летие П.И.Чайковского. Мемориальный дом-музей П.И. Чайковского в Алапаевске открыл свои двери после длительной реставрации. Мемориальные вещи, обстановка дома и коллекция музыкальных инструментов (1000 ед.хранения) произвели на нас достойное впечатление.

ЕКАТЕРИНБУРГ.             В конфискованном большевиками доме инженера Ипатьева несколько месяцев содержалась семья последнего императора, а в ночь на с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляны в подвале этого дома Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей, а также несколько человек, входящих в  то время в ближайшее окружение Царской семьи: лейб-медик Е. С. Боткин, лейб-повар И. М. Харитонов, комнатная девушка А. С. Демидова, камердинер полковник А. Е. Трупп. После расправы с Николаем II и его семьей и их окружением, большевики сначала сбросили их тела в шахту на Ганиной Яме, а затем, спустя сутки, перепрятали более надежно – под бревенчатый настил в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге.

22 сентября 1977 г.  дом Ипатьева был снесен. Причем сносом дома руководил Б.Н. Ельцин.

Храм-на-крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших – один из крупнейших храмов Екатеринбурга, построен в 2003 году на месте стоявшего ранее дома Ипатьева. Храм освятили 16 июля 2003 года.

Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них имеет массу пять тонн!

Храм состоит из верхнего и нижнего помещений. В нижнем храме постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы. «Расстрельная комната» воссоздана рядом с алтарем. Здесь есть небольшой музей, рассказывающий о последних днях жизни царской семьи.

Если нижний храм невысокий и темный, то верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный. Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора. Его длина 30 метров и высота 13 метров. Главные святыни этого храма – рака святого Серафима Саровского и икона Божьей Матери «Троеручица».

Ганина Яма.   В 17-ти км от Екатеринбурга, вблизи урочища Ганина Яма, находится монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Ганина Яма — к началу XX века заброшенный рудник, место, куда вначале были сброшены тела убиенных членов Царской семьи, их слуг и врача. Всего 11 человек. Рядом с ямой были обнаружены костры, на которых жгли одежду, скрывая следы преступления.

Сейчас на территории монастыря на Ганиной Яме семь храмов — по числу убиенных членов Царской Семьи. Первая церковь здесь была заложена 1 октября 2000 года, а 28 декабря того же года учрежден мужской монастырь.

Высота поклонного креста на Ганиной Яме — четыре метра. На камне рядом — слова «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» (из ветхозаветной книги пророка Амоса). Это последняя запись в дневнике императрицы Александры Федоровны, которую спустя два часа повели на расстрел.

Поросёнков лог (Царский лог).   В  7,5 км от Ганиной ямы имеется участок старой Коптяковской дороги и топкое, болотистое место под названием Поросенков лог, где, как считается,  были тайно захоронены тела членов Царской семьи и ее слуг. Останки Царской Семьи везли не совсем по старому Коптяковскому тракту, а скорее в объезд. Сейчас этот путь пролегает через кладбище, которое здесь возникло в 60-х годах прошлого века, а потом через лес выходит к железной дороге — в начале XX века она пролегала здесь же.   Через километр находится 184-й переезд, а возле него — Поросёнков лог — место, где в 1991 году были найдены останки, которые светскими экспертами были признаны царскими и перезахоронены в 1998 году в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе.

Сейчас в Поросёнковом логу стоят ворота с надписью «Мемориал Дома Романовых», а за ними — шпалы на месте обнаружения останков 9 человек и крест. В 70 метрах — еще один крест на месте сожжения и обнаружения, как считается, останков двух детей последнего русского императора — Алексея и Марии.

 

Паломническая поездка завершилась посещением Свердловского областного краеведческого музея и выставки «Романовы. На изломе Российской Истории». Экспозиция впервые представила уральцам уникальные исторические артефакты и документы одновременно из шести федеральных музеев, частных собраний, посвященные 400-летию Дома Романовых. Известный российский скульптор Зураб Церетели подарил в июле 2013 года Екатеринбургу скульптурную композицию из бронзы «Ипатьевская ночь»,которая былапередана в Свердловский краеведческий музей на вечное хранение и стала одной из главных жемчужин экспозиции.

P.S.   Выражу общее мнение группы.

Можно много читать, думать, но только когда попадаешь в эпицентр событий, понимаешь многое в истории России, Православной Церкви, наконец, в себе. Хочется поблагодарить батюшек и матушек, которые встречали нас в монастырях и храмах. Отец Алексей преподносил книги и буклеты Казанского собора в местах нашего паломничества. Экскурсоводы – инокиня Татьяна (Север Пермского края), р.б. Андрей (Белая гора), монах Яков (Чердынь), Владимир (Екатеринбург), гид Наталья Хмелева заложили успех поездки.

Литургии в Ныробе и Екатеринбурге, где нас исповедовал и причастил о.Алексей, крещение паломницы Ирины в Кольцово останется в нашей памяти надолго.

За 7 дней нашего паломничества по святым местам Урала (с 1 по 8 мая 2015 года) много удалось увидеть, и пусть наши впечатления об этой поездке станут стимулом к ещё большему осмыслению истории Русской церкви и Отечества нашего.

Наталья Феофанова,

руководитель просветительского отдела Казанского собора

ФОТОГАЛЕРЕЯ на Flickr (Фото  Юлии Кашаверской Ирины Крамыниной):

https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/sets/72157656123621865

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog