СВЯТЫНЯ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

03 ноября 2016

Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).

Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне место, где они обрели чудный образ Божией Матери, весь сияющий. Призванный священнослужитель из Гостинодворской церкви Казани святителя Николая Чудотворца священник Ермолай, ставший в 1606-1612 гг. священномучеником патриархом Московским Гермогеном, отнёс её в храм. Впоследствии Ермолай (в монашестве Ермоген, Гермоген) составил тропарь иконе: «Заступница Усердная...».  На месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, где приняли постриг девица Матрона и её мать.

От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.

Упомянутый список Казанской иконы Божией Матери, находящийся ныне в Казанском кафедральном соборе, Пётр I повелел Прасковье Федоровне, вдове своего старшего единокровного брата – царя Иоанна V (1682-1696), привезти в 1708 году в новостроящийся на Неве город Санкт-Петербург. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I, объезжая войска, потребовал от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Полтавская победа, которую Пётр I именовал «русским воскресением», «началом нашего спасения и благополучия», была запечатлена Петром постройкой корабля «Полтава» и Сампсониевской церкви (позже перестроенной в Сампсониевский собор).

В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская», о тех событиях говорится так: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».

Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора. Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.

В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.

Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.

15 сентября (ст. стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.

Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.

 В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона "О религиозных объединениях" (08.04.1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.

Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.

Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы. 22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.

Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.

После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.

22 октября (ст. ст.) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, во время торжественной службы в Троице-Петровском соборе (кафедрального с 1714 до 1733), в день объявления народу об окончании Северной войны и торжественного прочтения условий Ништадтского мира, Петру I поднесли Акт о присвоении ему титула «Императора Всероссийского» и звание «Отец Отечества» и «Великий».

С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.

И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус. Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).

В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.

В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России.  Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.

Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.

То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!

 

Протоиерей Павел Красноцветов,  

настоятель Казанского кафедрального собора

Главная | История собора | О Казанской иконе | Богослужения | Медиатека | Паломничества | Социальный центр | Газета

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)

Создание сайта - iFrog