Новая икона "Св. прав. Иоанн Кронштадтский" в Казанском соборе, написанная Иваном Москвиным

26 декабря 2016

2 января Русской Православной Церковью празднуется день памяти великого угодника Божия святого праведного о. Иоанна Кронштадтского. Именно в этот день, 109 лет назад, в 1908 г., покинул юдоль земную великий пастырь и всея России чудотворец. Много горьких слёз пролилось тогда во всех концах страны. Во время заупокойной Литургии вдохновенную речь произнёс духовный сын батюшки, будущий настоятель Казанского собора столицы протоиерей Философ Орнатский: «… Непрерывное горение отца Иоанна верою, как горение свечи пред иконой, постоянный самосуд над собой, жизнь во Христе, принесение всего себя в жертву меньшей братии, все это и создало отца Иоанна. Его дела – плоды духа. …Отец Иоанн был наиболее полным и совершенным воплощением идеала доброго пастыря, душу свою полагавшего за овцы, под которым Господь Иисус Христос разумел Себя Самого».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 октября 1828 г., когда Церковь праздновала день памяти святого Иоанна Рыльского. В честь него родители – псаломщик местной церкви Илья Михайлович Сергиев и его супруга Федора Власьевна и нарекли младенца. С раннего детства они приучили сына к молитве, воспитали в нем любовь к богослужению. «Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет», вспоминал позже о. Иоанн. Блестяще окончив Архангельскую Духовную семинарию, будущий пастырь был принят в С.-Петербургскую Духовную Академию на казенный счет. К тому времени в возрасте 48 лет умер его отец, и молодому студенту пришлось зарабатывать, переписывая по ночам бумаги. Своё скудное жалованье он пересылал матери и двум сёстрам. В свободное время Иван Сергиев любил посетить столичные храмы, помолиться перед святыми иконами. Бывал он и в Казанском соборе, вознося молитвы Царице Небесной пред Её чудотворным Казанским образом. Учась в Академии, Иван Сергиев много думал о своём будущем служении. Поначалу он склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Однажды он увидел себя во сне священником, служащим в Андреевском соборе Кронштадта, в котором он ещё никогда не бывал. Он принял это за указание свыше. Скоро сон начал сбываться. Закончив Академию в 1855 г. со степенью кандидата богословия, Иван Сергиев женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, отец которой протоиерей Андреевского собора по слабости здоровья собирался уйти за штат. Дабы обеспечить большую семью – у протоиерея Несвицкого было 6 детей, его место должно было перейти к будущему мужу старшей дочери. По взаимному согласию супруги дали обет целомудрия.

12 декабря 1855 г. Иван Сергиев был рукоположен во священника и определен к Андреевскому собору. Вся жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекли в Кронштадте, почему многие забыли даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

О. Иоанн старался ежедневно служить Литургию и, что в то время бывало крайне редко, сопровождал её проповедью, в которой касался нравственной жизни общества, обличая его пороки, говорил о необходимости истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданности вере и Церкви Православной как единой спасающей. «Нам необходимо всеобщее, нравственное очищение, всенародное, глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом – и Он примирится с нами!»  

Кроме выполнения своих прямых обязанностей в храме, батюшка занялся воцерковлением Кронштадтской бедноты. Кронштадт в то время был не только военно-морской крепостью, но и местом административной высылки, куда отправляли нищих, бродяг и правонарушителей. В этих бедняках, ютившихся  в лачугах и землянках на окраине города, о. Иоанн увидел свою паству, служить которой он был поставлен самим Богом. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными. Практически всё своё скудное жалование батюшка тратил на еду, лекарства и медицинскую помощь нуждающимся. Нередко он отдавал им даже свою собственную одежду или обувь. В правильности выбранного им нелёгкого пути, о. Иоанна вдохновило чудесное явление ему Богородицы в самом начале его служения. Об этом явлении он писал в своём дневнике: «Сон. Божия Матерь во вратах с пальмовой ветвью в голубом одеянии».

Служение о. Иоанна не ограничивалось только богослужением и благотворительностью, долгие годы он преподавал сначала в Реальном Училище, а затем в Кронштадтской классической гимназии. Своим коллегам-преподавателям он неоднократно напоминал: «Нам нужно образовать не только учёных людей и полезных членов общества, но и – что важнее и нужнее – добрых богобоязненных христиан».

Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой о. Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. Молитвой ко Господу и возложением рук о. Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда официальная медицина была бессильной.

Ежедневно в Кронштадт, желая увидеть батюшку, приезжали тысячи людей – от крестьян до аристократов. Все они обращались к Кронштадтскому пастырю как к последней надежде, – и по его молитвам многие получали исцеление. Сам же он молился постоянно. Служебника он почти не раскрывал, потому что все молитвы знал на память.

Отца Иоанна Кронштадтского постоянно приглашали посетить ту или иную епархию, так что он объехал всю европейскую часть России и западные губернии. Во время этих поездок по его молитвам ко Господу прекращались засухи и эпидемии, а обращавшиеся к нему за помощью исцелялись.

Благодарные за исцеление люди нередко передавали батюшке крупные суммы денег, которые он часто жертвовал на церковное строительство. Отец Иоанн основал Иоанновский монастырь в Петербурге, Пюхтицкий Успенский монастырь в Эстонии, Воронцовско-Благовещенский женский монастырь в Псковской епархии, церковь, храм и школу при Сурском женском монастыре в Архангельской губернии, Леушинский женский монастырь в Новгородской епархии, Вауловский скит близ Рыбинска в Ярославской губернии и много других церковных учреждений в разных местах России.

Немало средств жертвовал батюшка кронштадтским нищим, видя в этом своё служение ближним. Ежедневно он раздавал милостыню более чем тысяче человек. Обычно почитатели его молитвенного дара, подходя под благословение, давали ему в конвертах большие суммы, говоря: «Вот, батюшка, на ваших бедных». Отец Иоанн опускал эти даяния в карман, не считая их. Данные ему деньги он тут же раздавал нуждающимся, обращавшимся к нему за помощью.

Стремясь облегчить участь неимущих, о. Иоанн задумал предоставить им возможность честного труда. Несколько лет собирались средства, на которые в 1882 г. был открыт Дом Трудолюбия в Кронштадте. Здесь каждый бедняк мог получить несложную работу, которая оплачивалась в тот же день. Опыт этого Дома Трудолюбия получил широкую поддержку в обществе – подобные заведения были созданы по всей России. Вплоть до 1917 г. эта система успешно действовала и давала свои плоды.

По образцу этого учреждения в 1896 г. открыло свой Дом Трудолюбия и благотворительное Общество, действовавшее при Казанском соборе, настоятелем которого был тогда прот. Александр Лебедев. Его деятельность заключалась в предоставлении желавшим трудиться бедным, престарелым или немощным женщинам посильной, несложной  работы, не требовавшей специальной подготовки, но сразу же предоставлявшей заработок. Например, они помогали в работе на кухне, в столовой, шили бельё и т.д. За это им платили 30 коп. в день. Заработок был небольшой, но достаточный, чтобы купить пропитание, оплатить комнату и т.д.

Часто бывая в Петербурге, о. Иоанн не забывал Казанский собор: нередко он участвовал в служении здесь Божественной Литургии. Так, 11 мая 1899 г., в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, при настоятеле прот. Евграфе Мегорском, в Казанском соборе состоялся первый церковно-школьный праздник. В храме собрались около двух тысяч школьников, воспитанников Духовной семинарии и Александро-Невского училища. Литургию возглавил митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), которому сослужило столичное духовенство, в том числе и настоятель Андреевского собора Кронштадта прот. Иоанн Сергиев. Батюшка, радуясь светлому детскому празднику, сказал тогда: «А как радуются сегодня на детей с высоты небес святые Кирилл и Мефодий! Ведь это все плоды их трудов…». Такой же праздник был организован и на следующий год. Весной 1901 г. Св. Синод постановил объявить 11 мая общероссийским церковно-школьным праздником.

Земная жизнь о. Иоанна Кронштадтского продолжалась 79 лет, из них 53 года в сане священника. 20 декабря (ст.ст.) «всероссийский батюшка» мирно отошёл ко Господу. Похоронили отца Иоанна в храме-усыпальнице во имя Пророка Илии и Царицы Феодоры, специально устроенном для него в подвальном этаже сооружённого им Иоанновского монастыря на Карповке. После кончины Кронштадтского пастыря его помощь страждущим не прекратилась: те, кто обращался к нему за молитвенной поддержкой и предстательством, получали помощь и исцеление. Чудеса по его молитвам продолжаются и по сей день.

В 1964 г. Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) поднял вопрос о прославлении о. Иоанна Кронштадтского в лике святых. Вскоре отец Иоанна был канонизирован Русской Зарубежной Церковью. Решение о причислении его к лику святых Русская Православная Церковь приняла на Поместном Соборе 7 — 8 июня 1990 г. А 14 июня Святейший Патриарх Алексий II совершил чин прославления в Санкт-Петербурге.

В Казанском соборе, после передачи его Церкви, можно было помолиться перед небольшой иконой святого Иоанна Кронштадтского, лежавшей обычно на аналое. Богомольцы шли к дивному праведнику со своими молитвами, печалями и радостями. В уходящем 2016 г. в южном приделе храма, недалеко от Голгофы, освятили вновь написанную икону этого святого угодника Божия, сразу же полюбившуюся прихожанам и богомольцам собора. Большой храмовый образ святого праведного Иоанна Кронштадтского отец настоятель Казанского собора прот. Павел Красноцветов благословил написать художнику И.Д. Москвину. К этому времени мастер много потрудился над воссозданием великолепного убранства собора. Работа началась в 1996 г., когда он был ещё студентом мастерской церковно-исторической живописи С.-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В те годы он выполнил несколько копий икон для собора: подлинные исторические иконы XIX века были изъяты в советское время и переданы в различные музеи города, где они хранятся и поныне. В 2000 г. началось восстановление центрального иконостаса, для него художник написал большую часть образов. К двухсотлетнему юбилею собора он завершил воссоздание утраченных икон южного придела во имя Рождества Богородицы и всего иконостаса северного придела во имя свв. прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Иван Дмитриевич Москвин является штатным живописцем Казанского собора, членом Союза художников и преподавателем С.-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

В работе над образом святого иконописцу предстояло решить несколько непростых задач. Первая – как изобразить отца Иоанна. На некоторых иконах, появившихся вскоре после его прославления, он написан с потиром в руках. Такой вариант сразу отпадал — подобный извод трудно объяснить чем-либо иным, кроме как незнанием традиций. На старинных фресках и образах (как в Русской, так и Греческой Православных Церквах) угодники Божии, носившие священный сан, всегда изображаются с Евангелием в руках – символом их пастырского служения и жизни по Евангельским заповедям.

Второй вопрос заключался в том, какие облачения стоит избрать. В ризнице собора до её разграбления в 1922 г. хранились Евангелия, богослужебные одежды и сосуды, поднесённые храму Рождества Богородицы (предшественнику Казанского собора) еще во времена правления государыни Елизаветы Петровны, в XVIII веке. Особенно ценимые и сберегаемые ради своей красоты, они использовались только по высокоторжественным дням. Несомненно, что приезд и служение отца Иоанна рассматривались его современниками именно как такое событие. К сожалению, исторические фелони, митры и епитрахили пропали в период лихолетья, и автору, опираясь на сохранившиеся материалы, пришлось воссоздавать образец такого праздничного облачения.

Наконец, третье затруднение заключалось в том, что образ предстояло разместить в наименее освещённой части собора. При отсутствии дневного света и тусклом блеске электрических ламп любая, даже самая яркая живопись, будет выглядеть чёрной. Выход виделся только в усилении тонального контраста. Важным подспорьем оказалось использование сусального золота для передачи шитья и оклада Евангелия. Благодаря своей отражающей способности, даже при низком уровне освещённости, оно сохраняет достаточную цветность и светосилу. Как результат (написание иконы, размером 250х105 см, Иван Москвин завершил в сентябре 2016), образ хорошо воспринимается и вблизи, и с большого расстояния.

Образ о. Иоанна, кроткого и смиренного, поражает богомольцев: как будто некая благодатная сила исходит от лика святого и наполняет сердца неземной радостью, в душе наступают мир и покой, как на светлой пасхальной заутрене. Пред нами предстаёт великий угодник Божий, стяжавший молитвенным подвигом, постом и самоотверженными делами любви к Богу и ближним благодать Святого Духа. Отец Иоанн не любил дорогих одежд, но как раньше ради любви к нему духовных своих чад, не отказывал им и надевал приносимое, так и теперь, надеемся, небесный наш предстатель и молитвенник о Земле Русской не отвергнет усердия настоятеля и прихожан собора.

Татьяна Котул

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)