Митрополит Варсонофий совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

01 апреля 2020

Вечером 1 апреля 2020 года, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню Четвертка Великого канона с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние») в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители.

Богослужение транслировалось в прямом эфире в группе в социальной сети "ВКонтакте" и на сайте собора.

Житие преподобной Марии Египетской прочитал протоиерей Александр Пашков.

Затем был прочитан целиком Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в понедельник, вторник, среду и четверг на первой седмице Великого поста.

После окончания богослужения митрополит Варсонофий обратился с архипастрыским словом.

"В утешение нам Святая Церковь предложила сегодня услышать еще раз великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а вместе с ним — благодатное житие преподобной Марии Египетской, которое написал святитель Софроний Иерусалимский, — сказал владыка в проповеди. — Святой Андрей вновь раскрыл для нас историю о том, каким прекрасным Бог сотворил мир. Для Своего лучшего творения — человека — Он устроил все: дал прекрасную растительность, животный мир, моря и океаны, в которых много всяких рыб. Господь дал для общения и утешения человеку прирученных животных. Все было для того, чтобы человек совершенствовался и прославлял своего Творца. Но змей-искуситель поверг человека в грех. В него вошел грех, и он пошел другим путем, нежели Господь о нем замышлял. И вместо того, чтобы счастливо жить с Богом, человек был обречен на несчастье жить во грехе без Него. Грех — самое страшное, что есть на свете. Святой Андрей говорит, что нужно бежать из того места, где совершаешь грех, и укоренять себя там, где можно творить добродетели, исполнять заповеди Божии. Там и можно спастись. Но если ты не выше своего греха, то нельзя ждать ничего хорошего. Преподобный показывает примеры падения людей времени Ветхого Завета и примеры пророков, которые говорили, что все беды и несчастья — от того, что они отступают от Бога. Возвращаться к Нему — наше счастье и назначение. Так святой Андрей показал всю историю до Вознесения Господня, даже немного коснулся апостольской жизни. Мы должны не только Великим постом слушать пересказ Священного Писания, но прочитывать его постоянно, углубляясь в него. Многое нам откроется, в том числе — откуда эти бедствия, которые нас посетили".

"Необычно сегодня молиться в пустом храме, — продолжил архипастырь. — Но православный народ Санкт-Петербурга прислушался к голосу Предстоятеля нашей Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла. Народ читает канон дома. И в пятницу вечером также дома будет читать акафист Пресвятой Богородице. Такая у нас сейчас обстановка. Если обратим внимание на то, как происходило в истории, когда приходили беды, то увидим, что это было, когда люди теряли связь с Богом, грешили. Но тогда еще у большинства людей было понятие о покаянии. Они понимали, что Бог не может прийти в этот мир, если не покаются. Вся надежда на чудо — чтобы Господь вмешался в ситуацию, в которой оказался мир. Бог же управляет миром. Он его правитель. Он видит и слышит нас. Когда пророк Моисей пришел на гору Синай и услышал, что народ израильский будет наказан, он спросил Бога, зачем Он хочет это сделать. И услышал ответ: "Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему" (Исх. 32:8). Моисей стал просить Господа помиловать народ, и Он внял его молитве. Иногда Господь слышит праведников, они Его умоляют. Помните, Авраам умолял Бога: "Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?" (Быт. 18:24). Господь ответил: "Не истреблю ради десяти" (Быт. 18:32). Оказывается, если в мире нет праведников, то некому предстать перед Богом так, чтобы Он склонил Свою милость к народу. Надо понимать, что Господь все знает. Люди же просто ждут, когда беда прекратится, ждут чуда. Она прекратится, когда мы поменяем свои мысли, изменимся, покаемся, исправимся. Господь хочет всех нас спасти и показывает, что в нынешнем состоянии мира это невозможно. С такими грехами мы не войдем в Царствие Небесное. Ничто нечистое не входит туда. Что нам остается? Покаяться!"

"Мы, верующие, еще знаем, что такое "покаяться", а неверующие вообще не знают, что это такое. Слова "покаяние" для них нет. Поэтому мы должны за них просить Господа. Мы-то знаем свои грехи, давайте хотя бы за всех просить у Бога прощения, как просила преподобная Мария Египетская. Она это делала сорок семь лет в пустыне. Это подвиг, показанный нам. А мы пришли на исповедь, два слова сказали — и все, покаялись. Но это только исповедь. Покаяние же предполагает жизнь совсем другую. Это молитва и милостыня, вещи легкие и понятные. Молитва — когда взор направляем снизу вверх, к Богу. Милостыня — когда наши руки в стороны разведены. Так получается крест. Будем добродетельными и добрыми — Господь нас увидит по этим признакам: оказали кому-то помощь, посетили, напоили, накормили, одели, обули. Будем это делать — значит, в душе поступаем правильно, покаялись, исправились. После покаяния нужно молиться и творить добрые дела. Вот чего Господь от нас ждет. Чем больше добрых дел, тем меньше зла и греха. Тогда Бог сможет присутствовать с нами. А сейчас — не может, Он все видит и слышит, но вы не меняетесь. Чувствуете скорбь, но не хотите каяться. Не хотите — как хотите, только не сможете войти в Царствие Божие. Сейчас все должны это осознать, тогда чудо Божие совершится. Поэтому прошу все духовенство в эти дни молиться, пусть и в пустых храмах, просить за наш город и народ, чтобы Господь простил наши грехи. Если Он простит, то придут помилование и радость, наши улицы снова наполнятся людьми, и мы выйдем в бурлящую жизнь", — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Мариино стояние – так называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста, которая служится, обычно, в среду вечером. Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. На этом богослужении единственный раз в году полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. И кроме того прочитывается с амвона житие преподобной Марии Египетской. 

Великий канон читался на первой седмице Великого поста, разделенный на четыре части. Теперь он читается полностью, чтобы вновь возбудить нашу ревность к подвигу покаяния и поста, вдохнуть в нас силы и решимость к достойному окончанию Святой Четыредесятницы. Великий канон способен умягчить и самую жесточайшую душу и воздвигнуть ее к покаянию, сокрушению и богоугождению. Также и житие преподобной Марии Египетской исполнено великого назидания и умиления. Оно дает утешение согрешившим, показывая неизреченное Божие человеколюбие и милость к человеку кающемуся.

Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ НА Flickr (можно скачать фото в оригинальном размере)

Фотограф Андрей Петров: https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157713724829953

 См. также просмотр этой фотогалереи в режиме слайд-шоу на нашем сайте в разделе МЕДИАТЕКА:

http://kazansky-spb.ru/foto/

http://kazansky-spb.ru/foto/foto-po-godam/

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Информационный отдел | Социальный центр | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)