Богослужения Недели 2-ой по Пасхе совершены в Казанском соборе

26 апреля 2020

Накануне Недели 2-ой по Пасхе, 25 апреля 2020 года, в Казанском кафедральном соборе совершено всенощное бдение, которое возглавил протоиерей Андрей Герасимов в сослужении духовенства собора.

В саму Неделю 2-ую по Пасхе, день Антипасхи, апостола Фомы, 26 апреля 2020 года, в Казанском кафедральном соборе совершена Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства собора.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube, в группе в социальной сети "ВКонтакте" и на сайте собора.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении были вознесены две молитвы — о мире на Украине и во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

После запричастного стиха проповедь произнес иерей Игорь Марчук.

После заамвонной молитвы был совершен крестный ход.

Неде́ля Антипа́схи или Фомина́ неде́ля празднуется Церковью в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года).

В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника (в римском и амвросианском обрядах) — Dominica in Albis (с лат. — «День Господень в белых» (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остаётся в сердце крещённого навсегда.

Богослужение связано с воспоминанием двух явлений Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко Кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29)

Важной темой праздника является обновление всего творения Воскресением Христовым. В древнехристианском богословии, начиная, как минимум, с Послания Варнавы (конец I века), воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

Главная | О соборе | Казанская икона | Богослужения | Информационный отдел | Социальный центр | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)