интервью свящ. Игоря Марчука

Священник Игорь Марчук: «Наш клуб – место, где встречаются единоверцы, единомышленники и люди, активно ищущие истину в своей жизни».

Молодежному клубу Казанского собора исполнился год. За это время много пришедших в храм молодых людей обрели новых друзей, познакомились с близкими по духу людьми. Создатель Молодежного клуба о. Игорь Марчук на своих встречах старается ответить на все вопросы ребят, услышать их, и, порой, объяснить им самим, что их волнует. О цели этих встреч, о главных проблемах современного поколения, о том, как следует общаться с молодежью, чтобы не «воспитывать», но и «не навредить», как помочь выстроить диалог с Богом и узнать, где же рождается Истина, мы поговорили с руководителем Молодежного клуба Казанского собора иереем Игорем Марчуком.

- О. Игорь, как возник Молодежный клуб Казанского собора?

- Недавно исполнился год со дня основания нашего клуба, мы его очень тепло отметили — ребята пришли после зимних каникул отдохнувшие, все были очень рады встрече… Идея клуба… Чуть более 4-х лет назад меня рукоположили в сан иерея, до этого я был диаконом. И пока я был диаконом, моя служебная деятельность касалась непосредственно алтаря – с людьми в соборе я практически не общался. А вот когда я стал священником и стал выходить на исповедь, общаться с людьми, то для меня постепенно стали обозначаться различные внутренние — душевные и духовные проблемы людей. И одна из них, на мой взгляд, весьма существенная — это, не сказать глубокое, но тем не менее — религиозное невежество. И больше всего этим религиозным невежеством отличались именно молодые люди, которые подходя к исповеди не знали, что надо говорить священнику. Т. е. молодежь в храм-то приходит — потому что душа зовёт, а что дальше — непонятно. Ведь человек вольно или невольно согрешает и грех тяготит душу, и человек это чувствует. Чтобы избавиться от этого внутреннего ощущения тяжести на душе, человек приходит в храм и ему необходимо построить диалог с Богом, и со священником — а для большинства людей, особенно молодых, это проблема!

Я часто привожу в пример случай с одним молодым человеком, который придя на исповедь, исповедаться так и не смог. Конечно он понимал, что нагрешил, на душе было нехорошо, но что с этим всем делать — он не знал вообще. Было видно, что он образован, начитан, хорошо воспитан, почитает своих родителей, но отсутствие духовной жизни ставило перед ним ряд проблем. Ему выходить в жизнь, принимать решения — и какими критериями руководствоваться, с кем общаться, где искать ответы на жизненно важные вопросы — он не знал. Я уж не говорю о том, что нет понимания того кто такой Бог и чем Он может ему помочь в решении духовных и житейских проблем. Да и собственной жизненной философии у него в общем-то не было. Был набор стереотипов, которые ему привили родители – порядочность, послушание, необходимость получить образование. Ну а что дальше? Чтобы сделать первый шаг во взрослую самостоятельную жизнь, нужно что-то внутренне укрепляющее. А этого не было у него. И для меня этот случай — самый яркий образ, который охарактеризовал духовное состояние нашей молодежи вообще.

Конечно же многие молодые люди знают как и что делать, у них есть свои понятия… Но с другой стороны, какие сейчас у молодежи понятия? «Клево, круто — или — отстойно». Конечно есть более «продвинутая молодежь», но она продвинута в учебе, в карьере, если дело касается выбора спутницы жизни – такие понимают, что она должна быть из хорошей семьи… Это всё конечно же хорошо. Но мало кто понимает, что духовная составляющая в любом жизненном вопросе — первая и основополагающая. Если два человека разные по духу и при этом в силу своих амбиций не готовые к семейному, или деловому единению, то ведь это изначально провальный вариант — ни деловой, ни тем более, семейный союз не состоится! Но говорить об этом со многими вообще не приходится – такого вопроса — о духовном единении — у большинства людей вообще нет!

Поэтому, конечно же, ощущалась потребность создать место для общения молодёжи. И еще важно — многие верующие молодые люди — они одинокие. Недостаток общения для таких — очень важный момент: вот закончилось богослужение, батюшка всех благословил, если получилось — ответил на пару личных вопросов — и всё — каждый уходит туда, откуда пришёл В большинстве своём, люди возвращаются в общество, в котором они не поняты, не приняты, или — не дай Бог — ещё осмеяны! А просто познакомиться, пообщаться с другими прихожанами — это очередной барьер — ведь православная молодёжь порой слишком стеснительная. Поэтому совершенно необходимо было организовать такую форму общения — тёплую, доверительную, уютную — за чашкой чая в кругу православных, таких же верующих людей.

Теперь наш клуб – место, где встречаются молодые люди, единоверцы, единомышленники, активно ищущие христианскую истину в жизни. Истина Христова – то, что мы находим прежде всего, читая Священное Писание. Это то, что делает нас свободными. От чего? Отвечая на подобный вопрос, я очень люблю приводить в пример фильм «Гордость и предубеждение». Мирские недостатки, которые люди считают достоинствами в своей жизни — амбиции, предубеждения, в основе которых лежит гордыня, которые, при этом, мешает людям нормально жить. Именно от них и освобождает людей истина Христова. Потому молодёжь сознательно или нет, ищет эту истину, и она помогает людям в перспективе обретать и духовную свободу, и выстраивать христианские взаимоотношения с окружающими.

Мы обсуждаем общие темы, интересующие ребят — это формирует христианский менталитет, если можно так сказать. Молодёжный клуб — это место, куда приходят молодые люди расширять свой религиозный кругозор, постигать истину, а так же общаться и дружить. Очень приятно, когда я смотрю на фото в нашей группе и вижу, что после встреч нашего клуба ребята идут дальше гулять вместе – им это общение дорого. Православие — это не то, чего молодым людям надо бояться, но то, с чем надо знакомиться и познавать, дабы в будущем этим руководствоваться.

Пример того молодого человека – это скорее исключение или правило среди современной молодежи?

- Скажу так — это диагноз духовного состояния нашего общества. У священника есть момент за богослужением, где он молится о людских грехах и о людских «невежествиях» — о тех грехах, которые люди совершая, даже не расценивают, как грех — и это знает священник, и молится о прощении этих "грехов невежествия". Но чтобы таких грехов было в жизни человека было всё меньше и меньше, священник обязан разъяснять людям ту самую истину. Христос есть свет, истина и жизнь. Ну невозможно без света решать какие-то свои проблемы. На что ты будешь надеяться? На какие-то свои представления? На свою гордость и предубеждение?!

Гордость и предубеждения?! Для современного общества — это пороки или добродетели? Как по Вашему сегодня должны быть воспитаны юноши и девушки?

- Конечно пороки. Однозначно пороки. Если мы говорим о гордости — то христианство понимает гордость как эгоистическую любовь к себе, которая доводит человека до крайнего конфликта с его Творцом — Господом Богом! И если Вы спросите, как же любить себя, согласно Божьему замыслу? Действительно, любить ближнего как самого себя – заповедал нам Господь — оказывается, Христос говорит о самолюбии. Но если гордость мы понимаем как грех, то говоря о христианском самолюбии человек помнить, что в основе его заложен образ Божий — и вот его то и заповедал Бог любить! Человек, находясь ещё в Раю, этому так и не научился, потому-то Христос воплотился и принес себя в жертву — ради спасения человека от этого "неправильного самолюбия"! Зная это, каждый должен любить себя в том смысле, в котором учит нас Иисус Христос — жить по Закону Божьему, держать себя в определенных христианских рамках! Помня о том, что Господь меня любит, я должен отвечать той же любовью — постараться жить и не грешить. «Кто меня любит, тот заповеди мои соблюдет», — говорит Господь. А к чему призывают нас они? Быть смиренным. Быть миротворцем. Быть готовым пострадать ради истины Христовой. То есть нести свой крест: ведь «кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником»!(Лк. 14:27) Что значит идти за Христом и нести свой крест? — Значит отвергнуться от всего греховного. То есть от этих самых предубеждений, от амбиций человеческих. Гордость – мать всех пороков. Сатана возгордился и к чему это привело? К тому, что он стал стремиться занять его место и уничтожить Бога, а когда осознал, что это невозможно, то стал губить человека, внушая ему гордость и предубеждения вместо истинной любви и богоуподобления.

О. Игорь, расскажите о молодых людях, которые приходят в Молодежный клуб?

- Здесь надо честно сказать, что у нас молодежь подобралась очень достойная. Большинство из пришедших – это люди, имеющие личный опыт в вере. Они достаточно для себя регулярно исповедуются, причащаются, молятся на сколько у них хватает сил и опыта. На встречах нашего клуба всегда доброжелательная и очень уважительное атмосфера, любая тема обсуждается деликатно, если человек не готов или не знает, он просто молчит и с интересом слушает — и это никого не смущает. Пока это частое явление на встречах нашего клуба, когда ответом на обсуждаемую тему, является только то или иное выражение глаз присутствующих людей — участвовать в дискуссии готовы далеко не все. И когда я вижу эту благодарность и заинтересованность, я понимаю, что не смотря на молчание большинства, наше общение всё равно актуально и востребовано, оно помогает им ответить на свои внутренние вопросы, решить какие-то проблемы, опять же приблизиться ещё на шаг к постижению Христовой истины.

- Что сейчас что волнует ребят? О чем беседы на ваших лекциях?

- Они сами порой не знают, что их волнует. Мы беседуем или разбираем какую-либо тему, и этот разговор по ходу помогает им осознать то, что их волнует. Ну, например, изначально ребята пришли, потому что им интересно было, что же такое христианское общение? И мы начали беседовать вообще – о религии и о вере. Мы определили для себя, что вера – это знание своего Творца и общение с Ним, а религия – это то свойство веры, которое помогает человеку, забывшему о Боге, реанимировать в себе эту веру. Потом начали говорить о храме, о богослужении, была большая тема о Вселенских соборах. Казалось бы зачем всё это? Оказывается знакомство с историей христианства, с его литургической традицией, с христианской догматикой и богословием помогает в конце концов не только понять, как христианская вера росла и укреплялась в сердцах людей, она объясняет им Самого Христа. Конечно же понимание и осмысление приходит не сразу – и у людей возникают более конкретные вопросы. Например о Троице: можно сказать — как Солнце! Есть огненный шар, свет и тепло — Отец, Сын и Святый Дух. Просто? Просто. Казалось бы, вот образ Троицы. Но христианское понимание Святой Троицы не укладывается в этот простой естественный образ. И на таком примере люди понимают, что Бог необходимо знать гораздо глубже и шире — и, при этом, познаваем Бог только на столько, насколько Он Сам Себя же нам и открывает. Вот в ближайшее время мы хотим поговорить о молитвах – о сложных, непонятных моментах, разобрать утреннее, вечернее правило – и это поможет ребятам выстраивать реальный диалог с Богом. Мы смотрим фильмы – посмотрели об Исламе, об экуменизме, о сектантстве – потому что это актуально сегодня: подходит к тебе проповедник – что ему сказать, что ответить, как воспринимать?

Конечно же, ребята часто по ходу нашей беседы задают вопросы, которые спонтанно возникают у них, я стараюсь отвечать сразу же, потому что в дальнейшем диалоге можно забыть то, что так внезапно взволновало — и это живое общение. Очень радостной для меня была наша встреча на Рождество. Ребята пришли на праздничное ночное Богослужение, после которого совершенно спонтанно решили — попить чаю и пообщаться. Темы для встречи не было, да и сама встреча не была запланирована — мы просто сидели общались и расходиться мы не хотели, хотя после богослужения и были утомлены! Говорили все – делились впечатлениями, чувствами, было очень празднично. Это тоже было "живое общение"! И на мой взгляд это — наше маленькое достижение — просто встретиться, разделить радость Светлого Праздника под сводами храма Божьего!!!

- Можно ли сказать, что цель клуба – это побуждение создать у каждого молодого человека диалог с Богом?

- Хотелось бы сформулировать чуть-чуть иначе: в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мы читаем следующие слова: "се, стою у двери и стучу" (Откр.3:20). Господь постоянно призывает нас к диалогу, – важно побудить людей услышать Бога, внять Ему, ответить Ему, вступить в общение с Ним! Как-то одна бабушка подходит ко мне и говорит: "я столько уже молюсь Богу – но в жизни всё остаётся по прежнему плохо, что же мне делать?" Казалось бы, всё логично: если ничего не меняется — значит не так молюсь и поэтому Бог не слышит?! Я спросил у неё: "а вы пытались услышать Его ответ и увидеть ответ Божий в Вашей жизни?" Не всегда ведь Господь отвечает мыслями или словами. Он порой сразу отвечает делом, у Бога ведь слово есть дело: «И сказал Бог – да будет свет – и стал свет». И тут-то бабушка эта очень удивилась: "знаете, а я и не думала, никогда об этом!" Т.е. человек за всю свою жизнь так и не построил диалог с Богом – обращаясь к Нему и пытаясь докричаться о своем, человек так и не воспринял Божий ответ — а ведь он, несомненно, был! Ведь Бог даёт нам гораздо больше, чем мы просим и видим. Да у нас уже и так все необходимое есть — не спроста же святые отцы учат нас молитву Богу начинать с прославления и благодарения Ему! Поэтому направление и Взрослой Воскресной школы, и Молодежного клуба одно – напомнить людям о Христе, что том, что Он призывает нас к общению и помочь им адекватно вести этот диалог с Богом в своей жизни.

- А в чем тогда отличие — как молодому человеку понять куда ему идти — во Воскресную школу для взрослых или в Молодёжный клуб?

- Элементарно: если провести аналогию с обычной школой, то есть программа, а есть факультатив. Взрослая воскресная школа – это программная часть, где наши слушатели знакомятся с Библией, историей Церкви, Каноническим правом и Уставом Церкви. Занятия в школе мы проводим в форме лекций — и не всегда получается что-либо обсудить — диалога со слушателем нет. Молодежный клуб – как раз то место, где можно этот диалог построить. Мы выбираем тему — и обсуждаем её в свободном режиме — а можем вообще не брать никакую конкретную тему – можем просто поговорить о том, что нас сейчас волнует или интересует. Кто хочет получить какое-то элементарное образование, тот идет в воскресную школу и прослушивает курс лекций; кто хочет общения – тому в Молодежный клуб. Но есть у нас несколько девушек и ребят, которые ходят не только в Молодежный клуб по пятницам, но и по субботам посещают Воскресную школу — им важно получить более системные знания: это библейские, Евангельский, исторический, канонический взгляд на Церковь для того, чтобы более четко сформировать свой христианский менталитет.

- Согласны ли вы с утверждением, что церковь в условиях современного мира должна говорить с молодежью на понятном ей языке, опускаясь на ее уровень – или нет?

- Одно из основных направлений служения Церкви – возвещать Истину Божию людям. И здесь священники – служители Слова. Священник не только священнодействует – совершает богослужение – он еще и проповедует, и учит. Человек, приходя на богослужение, слышит проповедь, и обращается к батюшке с просьбой научить его тому, о чём шла речь в проповеди. Выстраивается следующая цепочка: священнодействие – проповедь – научение прихожан.

Другое дело, что я не хотел бы в данном вопросе говорить о том, что Церковь в то или иное историческое время должна куда-то и для чего-то «опускаться»! Как мы читаем в Православном Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), "Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа". Важно понимать, что Церковь даёт человеку путь восхождения к Богу, путь Богоподобия, Богосовершенства! Здесь совершенно уместно вспоминаются два образа: один из Священного Писания — лестница от земли до неба, которую видел во сне патриарх Иаков; второй — "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника. Путь к Богу мы начинаем с нашей грешной земли — и опускаться ниже уже никак не возможно!

С другой стороны, если мы говорим о диалоге Бога и человека посредством Церкви, то понимаем, что каждая сторона здесь должна приложить свои старания, что бы этот диалог был продуктивным. Поэтому Церковь должна проповедовать Христову Истину на понятном и доступном современному человеку языке — и опускаться здесь никуда ни надо. В свою очередь, человек должен быть готов не только услышать и принять эту Истину, но и в перспективе изучить как Священное Писание — в котором эта истина записана, так и Священное Предание — как действие этой Истины в человеческой истории.

А какие ещё события и мероприятия происходят в рамках работы Молодёжного клуба?

- Обязательно принимаем участие в мероприятиях, которые организуются отделом по делам молодёжи Санкт-Петербургской Митрополии. Последнее — участие в Крестном ходе, посвящённом празднованию Международного дня православной молодёжи 15 февраля. Причем, отмечу, участие весьма активное: и в составе Добровольческой молодёжной службы, и в составе молодёжного хора, и хоругвеносцами были! Еще у нас развивается волонтерская деятельность — к нам приезжали дети из школ-интернатов, нужна была помощь в том, чтобы напоить их чаем, покормить, пообщаться. Вот ребята из Молодежного клуба приходили помогать нашим церковницам – накрыли столы, поговорили с ребятами, присмотрели за детьми. Состоялся Масленичный концерт, который всем очень понравился. Мы вместе посещаем кинотеатры, концерты, выставки, ходим в гости в такие же молодёжные объединения, каким является и наш Молодёжный Клуб Казанского собора. Мы нашим клубом стараемся вести разностороннюю жизнь – дружим, общаемся, знакомимся, познаём, и ,конечно же, молимся, исповедаемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Таким образом, наша жизнь и спасительна, и интересна, и насыщена, и содержательна — разве не этого так не хватает нашей современной молодёжи?! У нас это есть, и мы приглашаем всех желающих разделить всё это вместе с нами!

О соборе | Казанская икона | Расписание богослужений | Таинства Крещения и Венчания | Жизнь собора | Газета | Контакты

Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2
Секретарь: (812) 314-46-63   sobor.go@mail.ru    Вахта: (812) 314-58-56 (с 8 до 21)